неделя, 9 ноември 2025 г.

ЮНГ И ТАРО: ПУТЬ ТАРО ИЗ ЭЗОТЕРИКИ В ПСИХОЛОГИЮ

 ПУТЬ ТАРО ИЗ ЭЗОТЕРИКИ В ПСИХОЛОГИЮ


Соловьева Ирина Александровна

РАБОТА С ФИГУРНЫМИ КАРТАМИ ТАРО В ПСИХОТЕРАПИИ: мужские и женские архетипические образы


Ирина Александровна Соловьева – практический психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, биосинтезу (диплом Института биосинтеза, Швейцария), бодинамике (диплом Института бодинамики, Дания), работе с шоковой травмой, по психосинтезу, работе с аддикцией (зависимостью и созависимостью), арт-терапевт, сертифицированный хакоми-терапевт и практик (диплом Hakomi International Network), регрессолог. Преподаватель, супервизор, автор статей и тестов.

Автор книг (в том числе «Тело как источник силы: 100 практик для самоподдержки», «Кто мы на самом деле? О бессознательном образе тела», «Как нас формирует любовь? О структурах характера в телесно-ориентированной психотерапии» и др.).

Опыт работы более 20 лет.

https://www.litres.ru/book/irina-soloveva-32957/rabota-s-figurnymi-kartami-taro-v-psihoterapii-muzhsk-71644639/chitat-onlayn/


Данная книга предлагает широкий спектр применения фигурных карт таро в психологической работе: и диагностической, и терапевтической, в том числе допуская возможность самоисследования. Фигурные карты таро – часть Младших арканов, на которой изображены конкретные "фигуры" – персонажи. Мы предполагаем, что они являют собой мужские и женские архетипические образы и могут быть применимы для исследования ипостасей собственной идентичности и внутреннего образа партнера (партнерши).

В книге рассмотрены 4 типа личности. Каждый из них нашёл отображение в женском варианте (дамы, или королевы) и в мужском. Причем мужские типы личности делятся на 3 возрастных периода – этапы мужской инициации, более сложной, чем женская (паж, рыцарь, король). В итоге, в картах таро получается 16 персонажей: 4 женских и 12 мужских (в действительности, являющие собой 4 женских архетипических образа и 4 мужских).

В нашей книге мы рассматриваем психологический портрет каждого типа, причины формирования, особенности проявления, ресурсы и проблемные зоны. Говорим о выстраиваемой системе взаимоотношений с миром, партнерских отношениях, зоне возможного роста. Предлагаем диагностические техники, которые можно проводить как в клиентской работе, так и делать самостоятельно. Техники поделены на две группы:

диагностика самоидентификации (так называемый образ Я),

диагностика образа партнёра.

Аналогичной литературы, во всяком случае, на русском языке, пока нет. И с нашей стороны написание такой книги – попытка заполнить этот пробел, расширить общую копилку знаний.

Мы надеемся, что проведение этих техник станет для вас не только познавательным, но и увлекательным!




Основоположник психологической традиции работы с коло­дой Таро - Карл Густав Юнг (1875 - 1961), чье имя знакомо лю­бому, интересующемуся психологией (или посмотревшему фильм «Опасный метод», 2011, реж. Д. Кроненберг). 


Один из первых психоаналитиков и учеников 3. Фрейда (1856 - 1939), он основал впоследствии свое собственное направление - аналитическую пси­хологию. 


К.Г. Юнг был необыкновенно эрудированным ученым с оригинальным мышлением и смелым человеком. Он много путеше­ствовал, изучал другие культуры, выйдя за рамки культуры европейской. Заложил основы, на которых базируются многие направ­ления в современной психологии. Его идеи были неожиданными и новаторскими для своего времени.


Интересна семейная история К.Г. Юнга: в его роду были и врачи (отцовская линия), и священники (сам отец), и медиумы (материн­ская линия, включая саму мать). 


В детстве он оказывался свиде­телем спиритических сеансов, во взрослости сам принимал в них участие. В своей профессиональной жизни он интегрировал все эти родовые линии, объединив науку и оккультизм. Будучи, как и дед, врачом, он стал затем психоаналитиком, привнес в науку не­мало «мистики», дав ей научное объяснение: тем самым увеличив область «научного» и сократив область «мистического».


Получив психиатрическое, а затем и психоаналитическое образование, будучи любимым учеником 3. Фрейда, «крон­ принцем психоанализа», как его называли, К.Г. Юнг постепенно начал формировать собственную научную концепцию, что и по­служило причиной конфликта между двумя гениальными уче­ными. Он создал свое собственное представление о структуре личности и о движущих силах развития, принципиально отлич­ные от теории 3. Фрейда. Это представление о структуре лично­сти и об архетипах и привело ученого к идее использования карт Таро. Но сперва нам надо поговорить о его предшественнике и о базисе теории Юнга.


3. Фрейд предположил, что нами движут две мощные бессозна­ тельные силы: Эрос и Танатос.

Эрос - влечение к жизни, выражающееся в желании жить и передавать жизнь дальше, наш сексуальный инстинкт. «Эрос» - греческое слово (его также можно произносить как «Эрот»), имя маленького, но древнего и могущественного бога любви, сопрово­ждавшего Афродиту. Он знаком нам также под именами Амура и Купидона (в римской мифологии). Силе Амура нельзя противиться - его стрелы любви сражают наповал даже богов. Раненый Амуром испытывает непреодолимое любовное влечение к объекту любви - метафорическое отображение того, что силе древнего ин­стинкта невозможно противиться даже богам!


Танатос - влечение к смерти, инстинкт разрушения, причем не только других, но и себя самого. «Танат» в переводе с греческого - «смерть». Танатос - божество античного пантеона: у него желез­ное сердце, он не принимает дары (смерть нельзя разжалобить или подкупить!), в его руках - погасший факел (погас огонь - погасла жизнь, «Погасла искра жизни», - говорим мы). Танатос - древняя и могущественная сила.


Эти два инстинкта, Эрос и Танатос, вечно борются между собой, с переменным успехом, претендуя на главенство. Именно с идеей об этой борьбе связано название известного фильма режиссера Пола Верховена «Основной инстинкт» (1992, США-Франция). Главная героиня (в исполнении Шэрон Стоун) убивает своих лю­бовников ледоколом, прямо в постели - в этом сюжете тесно пере­плетены эротика и агрессия, секс и разрушение. С точки зрения психоанализа, само орудие убийства (ледокол) является символическим фаллосом (а фаллос дает жизнь), и «фаллос» выступает как орудие убийства: любовь и насилие сливаются воедино. Из фильма мы узнаем, что некогда она убила и своих родителей, которых, несомпенно, тоже любила, ведь всякий ребенок любит своих родителей.


Увлекшись главным героем (Майкл Дуглас), она вновь становится перед выбором: любить или убить. Ее колебания мы видим в фи­нальной сцене фильма: пара лежит в постели, и рука героини уже тянется к ледоколу, но страсть одерживает верх над ненавистью, и агрессия перерастает в бурный половой акт. Надолго ли Эрос по­ бедил Танатос и что ждет героев в будущем - мы не знаем... Таким образом, создатели фильма заставляют задуматься: какой же ин­ стинкт все же является основным? Эрос или Танатос, созидание или разрушение?..


И в теории 3. Фрейда строение личности выглядит так. Ребе­нок рождается в животном состоянии, им движут лишь инстин­кты, его психическая жизнь состоит из Бессознательного - «Оно» («Ид»), Затем «Там, где было Оно, должно встать Я» (3. Фрейд): под влиянием социального влияния от животного Бессознатель­ного отделяется конструкт, который становится сознательным - «Я» («Эго»). 


Но формируется и третий конструкт, частично осознаваемый, частично нет - «Супер-Эго», социальные должен­ствования, наша расплата за цивилизацию и пользование ее бла­гами; наш внутренний надсмотрщик, следящий за соблюдением социальных правил и наказывающий нас в случае нарушения чувствами вины и стыда (см. 3. Фрейд «Недовольство культурой»). 


Причина наших проблем - во внутренних конфликтах: между Ид и Эго (Бессознательным и сознательным Я) или между Ид и Су­ пер-Эго (Бессознательными желаниями и внутренними ограни­ чениями, долженствованиями).



В соответствии с этой теорией психоаналитическая символи­ка сексуализирована. 


Символы являются отображением наших древнейших инстинктов, порождающих желания, которые, в свою очередь, вытесняются, отрицается нами из-за социальных запретов на животные сексуальные проявления. Так, в психоанализе пере­движение по лестнице во сне трактуется как символический поло­вой акт, а предметы, габариты которых «длиннее, чем шире» - как фаллический символ, то есть символический фаллос. Это породила волну анекдотов и шуток, даже среди самих специалистов (возмож­ но, юмор носит защитный характер):

Лучше «фаллический символ»-, чем «символический фаллос».



3. Фрейда называют «великим биологизатором». Но надо учи­тывать, что его идеи зарождались в Европе на рубеже 1 9 - 2 0 вв., с многочисленными табу на сексуальность и, как следствие, нереализованными, а то и вовсе вытесненными (не осознаваемыми) же­ ланиями. Поэтому в ту Эпоху сексуальность нуждалась в легали­зации и в признании. А его детство вообще пришлось на середину 19 века...


Конечно, в классическом психоанализе просто нет места для ис­пользования Таро как инструмента оказания психологической по­ мощи. 


Поэтому идеи К.Г. Юнга, в том числе по поводу Таро, были революционными.


К.Г. Юнг был младше 3. Фрейда почти на 20 лет, принадлежал к следующему поколению. Отчасти это, отчасти разность лично­стей, детского опыта, семейных историй сказались на разности теорий. 


Идеи Юнга принципиально отличались от всего того, что было до него, хотя он взял многое из психоаналитического базиса. Фрейд описывал Бессознательное как некое хаотичное образование, влекомое животными инстинктами размножения и разруше­ния. Бессознательное представлялось как некий враг, оппонент для Эго личности. 


В теории Юнга Бессознательное становится мудрым помощником и другом, получает четкую структуру. 


Эти два отличительных момента в юнгианской теории являются клю­чевыми - структурирование Бессознательного и возможность ис­ пользования его ресурсов.


К. Юнг предложил рассматривать не только личное, но и Кол­лективное Бессознательное. Согласно уже современной психоло­гической традиции, структура Бессознательного выглядит следую­ щим образом.


• Личное Бессознательное: здесь накапливается весь наш ин­дивидуальный опыт, который мы получаем при жизни. Причем чуть ли ни с момента зачатия. Так, биосинтез Д. Боаделлы (на­правление в телесно-ориентированной психотерапии) предпола­ гает, что первые несколько недель после зачатия запоминаются нашим телом как ощущение падения - страх зародыша не закре­питься в матке.


• С детства у меня была серия снов с общей фабулой: я нахо­жусь на высоте (обычно это была крыша дома или склон горы), но некая непреодолимая сила начинается стаскивать меня в бездну, и это страшно. После психологической работы сон трансформиро­вался: мне вновь приснилось, что я лезу по скале, и неведомая сила

тащит меня вниз. Но итог стал другим: во сне я прижалась к скале всем телом и проросла в нее животом (символическая пуповина).


Кошмар перестал сниться. Скорее всего, этот сон был связан с пре­натальным периодом, с возможными трудностями, порожденными резус-конфликтом с матерью, запечатленными Бессознательным и проявленными в символическом послании сновидения.


• Семейное Бессознательное: опыт наших предков. Совре­менная семейная психотерапия рассматривает влияние на нас всех членов нашей семейной системы: мы можем быть бессознательно идентифицированы с любым родственником, даже если у нас нет сознательного знания о нем, и повторять его жизненный путь. Это так называемый «семейный сценарий»


Берт Хеллингер приводит в пример клиентский случай: женщина, неудачливая в личной жизни, повторяла судьбу бывшей невесты своего отца, с которой он несправедливо обошелся (к семейной системе отно­сятся не только кровные родственники, но и их партнеры). Она лишь во взрослости узнала про эту историю из юности отца, но семейная система, вне сознательных знаний, стремится к равно­весию.



• Культуральное Бессознательное хранит опыт представи­телей своего народа, культуры. Современная русскоязычная писа­тельница Дина Рубина в одной из своих автобиографических повестей рассказывает о том, что не раз видела сон: она идет, босая, по вымощенным камнями извилистым улочкам. Много после она попала в Европу и увидела это место. Оттуда родом были ее пред­ки-евреи, которые ходили по этим улочкам - и, вполне возможно, босиком.



• Коллективное Бессознательное - универсальный пласт для всего человечества, опыт всех поколений. Коллективное Бессознательное содержит в себе архетипы как единицу структуры. Это врожденный психологический конструкт, имеющий при жизни ин­дивидуальное заполнение, подобно тому, как мы можем заполнить книжные полки в доме любыми книгами. Так, у каждого человека есть реальная мать вовне и внутренний архетип Матери. В зави­симости от того, какой была реальная мать и другие материнские фигуры в окружении, этот архетип заполняется определенным об­ разом.


Представление о Коллективном Бессознательном и архетипах - гениальное открытие К.Г. Юнга. 


Возможно, спорное, но такова специфика психологии как науки - многое недоказуемо.

Огромное внимание Юнг уделял работе с символами, выявле­нию значения символа - амплификации (алхимический термин).


Он изучал культурные традиции и символы у разных народов, пу­тешествовал, некоторое время жил в Тибете. Исследовал литерату­ру по оккультизму, в том числе по средневековой алхимии. И обна­ружил схожесть символов и их трактовки в самых разных, далеких друг от друга культурах. Из этого последовал вывод об общности глубинных пластов психики людей.


В соответствии с юнгианской концепцией личности, символ мо­жет иметь разные уровни прочтения.


1. Личная символика. То, что символ означает для данного конкретного человека, напоминает о чем-то из его личного опыта. Например, влюбленные могут говорить «наша песня» о музыке, ко­торую они слушали в день первого свидания, и с тех пор эта песня стала для них символом их любви.


2. Культуральная символика. Путешественники знают, как легко, используя привычный символ, сделать ошибку в другой стране: жест приветствия в одной культуре превратится в оскорбление в другой стране. Мы киваем, выражая согласие, а индусы мотают головой... Примеров множество.


3. Архетипическая символика. Универсальная для всего че­ловечества, понятная на глубинном уровне любому человеку вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования...Это самый глубокий и сильный уровень символики, его воздействию на нас невозможно противиться - да и не нужно. 


На этом уровне не бывает негативной трактовки символа, так как к нему не применим вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?». Здесь нет оценива­ния, есть принятие всех проявлений жизни. Так же как в природе нет плохих или хороших явлений: все естественно, все закономерно и друг с другом взаимосвязано.


Так, если в нашей культуре черный цвет является траурным и пугающим, то на архетипическом уровне черный цвет восприни­мается как символ трансформации, перехода, изменения. Трансформация может пугать, включать в себя разрушение с целью по­ следующего построения: яйцо превращается в гусеницу, гусеница перерождается в куколку, а куколка - в бабочку. Но трансформа­ция закономерна - это часть проявлений жизни.



К.Г. Юнг изучал архетипические символы, их проявления в той или иной культуре с последующей возможностью использования в психологической работе. Так, живя одно время в Тибете и изучая тибетские мандалы, Юнг заимствовал работу с мандатами в психо­логию как средство восстановления целостности. 


Мандала - круг (именно так это слово и можно перевести с санскрита), архетипиче­ский символ целостности. И если сейчас работа с мандалами очень популярна в психотерапии, то 100 лет назад внести такое предложе­ние было большой смелостью.



При изучении карт Таро в Старших Арканах, К.Г. Юнг обнару­жил в них архетипическую символику. Именно поэтому система Таро смогла пронестись через столетия - она затрагивает глубин­ные пласты нашей психики. 


Каждый из Старших Арканов симво­лизирует собой тот или иной архетип. А значит, эту часть колоды можно использовать в психологической работе.


Со временем К.Г. Юнг создал свой собственный вариант колоды Таро, так называемое «Юнгианское Таро», При помощи Роберта Вэнга - американского психоаналитика и художника. 


Ооооооо!?!


Впослед­ствии Роберт Вэнг предложил систему упражнений для рабо­ты с этими картами, что способствовало популяризации колоды. 


В 1988 г. были опубликованы его комментарии к колоде.



Каждый из Старших Арканов имеет свой номер: от I до XXI и 0. Таким образом, Старшие Арканы идут в строго определенной по­ следовательности. Это отображает тот путь, который должна проделать личность в своем развитии. 


По К.Г. Юнгу, цель человеческой жизни - индивидуация, путь к себе, достижение архетипа Самости, абсолютной целостности, тождественности себе. Тогда наступает полная гармония с собой и с миром.



Последний Аркан так и называется - «Мир», это окончатель­ный итог, соединение со своей Самостью и с миром вокруг себя. 


Последовательность Старших Арканов отображает человеческую жизнь - путь индивидуации. Каждый шаг - встреча с тем или иным архетипом. Мы должны усвоить связанный с этим архетипом урок, тогда можно двигаться дальше.


Важный юнгианский постулат - представление о синхронии, неслучайном совпадении. 


Наша внутренняя реальность и реаль­ность внешняя взаимосвязаны. Реальность внутренняя начинает отображаться вовне через встречаемые нами «знаки» - при этом они являются знаками только для нас, так как связаны исключи­тельно с нашим внутренним миром. 


Однажды К.Г. Юнг работал с пациенткой: они обсуждали ее сон, в котором фигурировал скарабей (довольно крупный жук семейства пластинчатоусых, по­ читаемый в Древнем Египте как священное животное). И в этот момент что-то ударилось о стекло кабинета и упало на подокон­ник: это «что-то» оказалось скарабеем, нетипичным для самого центра Европы. Скарабей изначально встречается в южных ши­ротах, хотя впоследствии его ареал обитания распространился и северней.



Принцип синхронии дает научное объяснение гаданию: исходя из нашей внутренней реальности, мы сталкиваемся с теми или ины­ми символами вовне. А значит, при вытягивании карты Таро мы неслучайно встречаемся с тем или иным архетипом.


Впоследствии среди тарологов и психологов появилось множество сторонников юнгианской традиции, развивающих его идеи. 


Уже хрестоматийной стала замечательная книга Хайо Банцхафа (Hajo Banzhaf) «Таро и Путешествие героя». X. Банцхаф (1949-2009) - немецкий эзотерик, таролог, писатель, фило­лог, лингвист. Его книги переведены на 15 языков, в том числе на русский. В России он бывал и лично. 


В своей работе «Пу­тешествие героя» Банцхаф описывает эзотерическую и психо­логическую символику каждого Старшего Аркана, каждый шаг «героя», то есть личности, решившейся на развитие, на движе­ние вперед.

В Германии сейчас сильная школа Таро (тогда как в 19 - 20 ве­ках лидировали французская и английская традиции).


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРШИХ АРКАНОВ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ


Старшие Арканы Таро можно использовать в психологической работе: будучи носителями архетипической символики, они оказы­вают глубинное воздействие на наше Подсознание.

Использовать их в психологической работе можно двумя спо­ собами.


1. «В открытую». Положение карт - открытое, картинкой вверх. Клиент разглядывает изображение и в этот момент встречает­ся внутри себя с соответствующим архетипом. Он может извлечь ресурсы этого архетипа, осознать трудности в прохождении этого урока, главные задачи.



2. «В закрытую». Карты лежат рубашкой вверх, клиент вытяги­вает карту наугад. В соответствии с принципом синхронии, выбор будет не случайным, этот архетип сейчас актуален для клиента.


Запрос на психологическую работу со Старшими Арканами Таро может быть двух типов:


1. Общий, связанный с состоянием клиента. Что с ним происхо­дит в данной точке жизненного Пути? Каково его состояние, какие задачи он решает, какие препятствия ему мешают, какие ресурсы помогают? В этом случае клиент может или вытянуть карту наугад («в закрытую»), или выбрать тот Старший Аркан, который притя­гивает его больше всего. Значит, этот архетип актуален в данной точке жизненного Пути.


Пример: III Аркан «Императрица» показывает, что в данной точке жизни нужно приходить в контакт со своими эмоциями, рас­слабляться, наслаждаться жизнью, заботиться о других, прораба­тывать отношения с матерью и с женщинами, в том числе со своей собственной женской частью (которая есть и у мужчин).

Эта же карта в качестве барьера указывает на нехватку вышепе­речисленных качеств и умений. На проблемы в отношениях с ма­терью, которые порождают проблемы в отношениях с женщинами в целом и с собственной женственностью; на невозможность рас­слабиться и получать удовольствие, прийти в контакт со своими чувствами; на недостаточную заботливость, эгоизм.

В качестве ресурса - подсказывает выход из проблемной ситу­ации. Меняя себя внутренне - устанавливая контакт с чувствами, наслаждаясь жизнью, принимая мать, выстраивая гармоничные от­ ношения с женщинами - такой человек сможет поменять ситуацию и вовне. 


Меняемся мы - меняются наши взаимоотношения с ми­ром. Нельзя поменять систему отношений и свое место в мире, не меняясь самому.



2. Конкретный запрос. Клиент может задать вопрос про кон­кретную ситуацию, проблему... Но только про свою, так как он об­ ращается к собственному Бессознательному. Его Бессознательное располагает полной и достоверной информацией - но только про него самого. 


Клиент может спросить, какой урок он проходит в той или иной ситуации? Что ему мешает, какой внутренний барьер? В чем его ресурс? Вытянутая «в закрытую», по принципу синхро­нии, карта даст подсказку.



В целом в жизни клиента сейчас может быть актуален один архетип, но в какой-то конкретной сфере (профессиональной, любовной) - другой. 


Архетипы друг другу не противоречат, они могут сочетаться в самых разных комбинациях. 


Например, на жизненном Пути сейчас может быть актуален аркан III «Импера­трица» - установление контакта с эмоциями, проработка отноше­ний с матерью и женщинами. А вот в сфере профессиональной - Аркан IV «Император»: рациональность, расчет и планирование, структурирование, а этому помогает проработка отношений с отцом и с мужчинами в целом (так как перечисленные свойства соотносятся с нашей внутренней мужской частью, которая есть и у женщин).


Негативных значений в психологической символике Старших Арканов нет, как нет негативных архетипов. 


Все жизненные уро­ки необходимы для развития, каждый шаг закономерен. Ни одну ступень лестницы из 22 шагов нельзя пропустить. Этот ресурсо- ориентированый взгляд - одно из отличий между эзотерической и психологической символикой.


К примеру, XV аркан носит называние «Дьявол». В эзотери­ческой символике он означает человеческие страсти (включая сексуальность), пороки, искушения, а также насилие, магическое воздействие - колдовство. В психологической традиции этот Ар­кан являет собой архетип Тени. Тень - не отрицательный архе­тип, так как отрицательных архетипов не бывает. Просто Тень нас пугает - в первую очередь, наша собственная Тень. Именно этот архетип сложнее и страшнее всего увидеть в себе и принять. Он манит и пугает одновременно. Тенью становится все то, что мы не хотим в себе признавать. В первую очередь это так на­ зываемые «негативные» качества - то есть все те, которые мы объявили негативными: зависть, трусость и т.д. Не случайно в самых разных религиях есть представление о том, что человек - вместилище всех пороков. Но в Тени могут оказаться и вполне «позитивные» качества: солдат не может позволить себе доброту и нежность и т.д.

При всей своей «несимпатичности» Тень в то же время - огром­ный ресурс, источник силы. Ведь одно и то же качество можно ис­пользовать и во вред, и во благо: жадность-экономность, трусость- осторожность... 


Если человек отказывается от своей Тени, отрицает ее, он лишает себя силы, энергии. И никогда не узнает себя насто­ящего, останется на уровне Маски - поверхностного взаимодей­ ствия с миром. 


По Карлу Юнгу, когда мы начинаем развиваться,

расти, изучать себя, то встречаемся с архетипами в определенной последовательности: сначале надо снять Маску и встретиться с Те­нью, и только тогда мы можем идти дальше. 


У того, кто испугался Тени и остался на уровне Маски, формируется «ложное Я»: краси­вый глянцевый образ себя, который не имеет отношения к реально­сти. «Я такой добрый! А ну иди отсюда, ты злой, ты мне мешаешь. Ведь я - такой добрый!». 


Другая крайность - смело встретиться с Тенью... и идентифицироваться с ней. Начать играть в «плохого мальчика(девочку)». Как в анекдоте:

Из положительного в нем была только реакция Вассермана.

И это тоже неправда: ведь мы - больше, чем наша Тень. Так же как ухо - часть нас, но мы - больше, чем ухо. С Тенью надо встре­титься, признать ее существование и идти дальше. Тогда можно принимать сознательные решения, как поступать: «Да, во мне есть зависть, и я сам решаю, как с ней обойтись». Тогда мы владеем Те­нью, а не Тень - нами.



Как мы видим, между эзотерической и психологической симво­ликой Старших Арканов может быть разночтение, и даже противо­речие.



Для работы с Таро на архетипическом уровне (со Старшими Арканами) лучше использовать классическую колоду Уэйта-Рай­ дера или недалеко ушедшие от оригинала версии, вроде «Уни­ версального Таро» (современной доработки колоды Уэйта), в котором сохранен глубинный символизм, при этом каждое изо­ бражение прописано более тонко и детально. Лично мне больше импонирует «Универсальное Таро», но каждый специалист выби­ рает сам.



Психологическое значение символики Старших Арканов:


0. Шут - архетип Дурака, креативность, свобода, творчество, зарождение. «Начало и конец... Мечтатель, мистическая сторона» (КГ. Юнг).



1. Маг - архетип «Анимус», творец, мастер. Воля, управление, активность. Обретение идентичности: «Кто я сейчас?» - от этого зависит весь дальнейший Путь, выбор дороги. Активное начало,

произвольность, решимость, самореализация. «Знак силы, устой­ чивости, Эго» (К.Г. Юнг).



И. Жрица - Анима, душа. Глубинное Бессознательное, призна­ние Бессознательного и установление с ним контакта, проводник Бессознательных сил. Пассивное начало, ожидание, готовность принять, тонкое восприятие. «Скрытая мудрость. Пассивная, вну­тренняя женщина» (К.Г. Юнг).


III. Императрица - архетип «Мать». Плодородие, женствен­ность, отдача, эмоциональность, удовольствие. Признание чувств, установление контакта с чувствами. Врожденное чувство гармонии как «правильного» (нам кажется гармоничным то, что правильно, полезно. Например, знаменитая формула женской фигуры 90-60-90 является оптимальной для деторождения). Рождение нового. «Женская активность. Плодородие, богиня» (К.Г. Юнг).


IV. Император - архетип «Отец». Разум, мужественность, по­рядок, рассудочный выбор, стратегическое мышление, последова­тельное осуществление, трезвомыслие, сохранение сути и ясности видения, сохранение намерения, настойчивость. «Воля, сила, реа­ листичность, долженствование, яркость» (К.Г. Юнг).


V. Иерофант - внутренний Учитель, интуиция, предчувствия, видение сути вещей, наставничество, так называемый «внутренний голос». «Воля, религия, судьба, Самость, центр» (К.Г. Юнг).


VI. Влюбленные - выбор, обретение целостности, интеграция, примирение внутренних противоречий. Целостность первичная: только внутренняя, но не во взаимодействии с миром, как это бу­дет в Аркане 21 «Мир». Правильный выбор - тот, что делается из контакта со своей сутью. Архетип «Витязь на распутье». «Красота, перекресток, путь внутренний или внешний» (К.Г. Юнг).


VII. Колесница - движущая сила, активность, выбор направле­ ния движения и движение, развитие. Выход в мир, прорыв, откры­ тость, очевидное движение (подобно тому, как росток прорастает над землей и его развитие становится явным). «Активность, экстра- версия, расширение» (К.Г. Юнг).


VIII. Сила - архетип «Сила», собственная сила, внутренняя опорность и устойчивость, ответственность за применение своей Силы. Осознание своей силы, способностей и их использование. «Свобода, сила» (К.Г. Юнг).


IX. Отшельник - архетип «Мудрец», мудрый старик. Обрете­ ние себя, быть собой истинным, самодостаточность, внутренние ресурсы и их использование. Принятие одиночества как экзи­ стенциальной данности. «Ум, любовь, интроверсия, мудрость» (К.Г. Юнг).


X. Колесо Фортуны - Судьба. Собственная активность и от­ветственность за себя, правильное следование за Судьбой. Баланс между чувствованием Судьбы и своей ответственностью (плыть самому, но в Потоке). «Удача или невезение» (К.Г. Юнг).


XI. Справедливость - равновесие, баланс, честная плата, со­весть, внутренняя правда, внутренняя нравственность. Иерархия внутренних ценностей, осознание законов мира и их соблюдение. Равновесие между внутренней правдой и внешним законом. От­ ветственность за деяния, включая слова. «Баланс между природой и силой человека. Правосудие, вознаграждение. Конфликт с зако­ ном» (К.Г. Юнг).


XII. Повешенный - архетип «Сын Божий». Знание своих огра­ ничений, правильная жертвенность (осознанная, с пониманием: чем, ради чего и в какой мере жертвуешь), испытание. Нестандарт­ ное видение. «Возвращение, бессилие, жертва, испытание, доказа­ тельство. Лицом к небу» (К.Г. Юнг).


XIII. Смерть - смерть символическая, переход, трансформация, необратимое изменение, прощание со старым, умение отпускать и завершать, сепарация. «Смерть и перерождение. Тут место не для Эго, а для Самости. Новая точка зрения, освобождение, конец» (К.Г. Юнг).


XIV. Умеренность - равновесие, душевный покой, медитация, исполнение того, что должно, предназначение. Истинное Я. Про­ водник, жречество («Божия дудка»). «Движение, осознание, есте­ ственный рост» (К.Г. Юнг).


XV. Дьявол - архетип «Тень». Страсти и инстинкты, сексу­ альность, все вытесненное. Отработка Тени. «Рок, Тень, эмоция» (К.Г. Юнг).


XVI. Башня - Гордыня. В неправильном аспекте - сравне­ние себя с другими, будьто к лучшему или к худшему. Здоровый аспект - достоинство и адекватная самооценка. Освобождение, слом старого (в XIII Аркане «Смерть» было постепенное отмира­ ние), быстрые перемены (если перемены не отработаны в XIII Ар­ кане «Смерть», то в XVI Аркане «Башня» перемены проходят бо­ лезненно). «Жертва» (К.Г. Юнг).



XVII. Звезда - сохранение надежды, цель, принятие разочарова­ ния, мудрость. Продолжать делать, если не видны результаты сразу. «Сияние Самости, звезды судьбы, ночь, мечты. Надежда. Самость рождается на звездах. Единение с внутренним миром» (К.Г. Юнг).



XVIII. Луна - Жертвенная Мать. Пауза, выжидание, отдых, важно не потерять себя. Принятие неясности как части жизни; при­ нятие ожидания и неопределенности. «Дверь в Бессознательное от­ крыта» (К.Г. Юнг).



XIX. Солнце - Дитя, радость жизни, творческая самореализация, прояснение. Просто жить и получать удовольствие. Простая жизнь как вершина мудрости. «Осознанность. Просвещение» (К.Г. Юнг).


XX. Суд - Возрождение, преображение. Подведение итогов, анализ, выявление и исправление ошибок, отчет перед самим со­ бой. «Рождение Самости, вдохновение, свобода» (К.Г. Юнг ).


XXI. Мир - архетип «Самость». Целостность, гармония с собой и с миром, занять свое место в мире, наслаждение итогом. Транс­ персональный уровень. «Завершение, окончание. В мире, но не от мира» (К.Г. Юнг).


Изучая современную психологическую литературу по Таро, можно встретить разночтения в точном соотнесении Старших Ар­канов с теми или иными архетипами. Но общее представление о психологической трактовке того или иного Старшего Аркана со­ впадает.


2.3. Использование Младших Арканов в психологической работе.

Младшие Арканы можно использовать в психологической работе как проективный тест – сюжетную картинку. В этом случае не только клиенту, но и психотерапевту совершенно необязательно знать символику карт. При работе все карты лежат «в открытую», картинкой вверх. Но можно и использовать принцип синхронии, вытягивая карты наугад.

1. Карты лежат «в открытую». Клиент может выбрать изображение, которое по некой причине притягивает его внимание. Таким образом его Бессознательное хочет что-то донести до Сознания.

Пример: клиентка, назовем ее Анной. 32 года, не замужем, хотя уже давно хочет создать семью. У неё практически не было реальных отношений с мужчинами, она выбирает дистантные объекты. Дистантные или засчёт расстояния (разные города), или засчет недоступности объекта (начальник, женатый мужчина…). В терапию пришла с жалобами на неудачные попытки создать семью, отсутствие личной жизни. Запросом стало желание разобраться – почему она выбирает дистантные объекты. Также было озвучено желание поменять этот любовный сценарий на более благополучный, позволяющий создать семью.

Я разложила перед Анной "Таро наслаждений" и попросила выбрать картинку, притягивающую внимание – не важно, чем именно. Из множества карт клиентка выбрала 2 монет: женщина стоит у окна, спиной к нам, за окном – звезда. Мужчина подходит к женщине со спины и протягивает к ней руки. Далее клиентка начала ассоциировать: ей показалось, что в изображении таится подвох, от мужчины исходит угроза, он хочет напасть на женщину.

Этот короткий рассказ она соотнесла со своей жизнью: в подростничестве (лет 12-13, по ее воспоминаниям) она ехала в лифте с мужчиной, который стоял у неё за спиной и неожиданно начал ее "щупать". Она была шокирована, оцепенела и не смогла себя защитить, позвать на помощь. Он трогал ее, затем лифт открылся, мужчина вытолкнул девочку и уехал. Эта травматичная история разрушила доверие Анны к мужчинам. Бессознательно в той ситуации девочка приняла решение не доверять мужчинам и не подпускать их к себе. Страх мужчин заставил ее выбирать дистантные объекты как более безопасные. Из двух зол мы выбираем меньшее: лучше страдать от неразделенной любви, чем пострадать от физического насилия.

Эта диагностическая часть, осуществленная при помощи таро, помогла выйти на проблему недоверия к мужчинам, с которой далее шла терапевтическая работа другими методами (телесно-ориентированными в данном конкретном случае, хотя тут подошли бы и другие направления в психотерапии).

2. Второй вариант проективной работы с Младшими арканами таро: специалист изначально дает конкретное задание, с целью дифференцированной диагностики (уточнения). Например, из сексуализированных колод «Таро Манара» или «Таро наслаждений» клиент выбирает любовный сюжет, который кажется ему: похожим на его отношения с партнером или же идеальными любовными отношениями, и т.д. И точно так же клиент затем описывает – что он видит на изображении. При этом его ассоциация бывает неожиданной. Клиент может игнорировать очевидное, неожиданным образом интерпретировать сюжет, обратить внимание на, казалось бы, незначительную деталь… Клиент может ассоциировать, придумывать сюжет, предысторию и, напротив, дальнейшее развитие сюжета.

Пример: клиентка, назовем ее Кристина, 28 лет. Как модель "идеальных отношений" в колоде «Таро наслаждений» выбирает 9 монет. Сюжет, в котором партнерше со всей очевидностью причиняется вред ее партнером, а она игнорирует или покоряется. На картинке мы видим лежащую с закрытыми глазами девушку. Над ней возвышается мужчина и состригает ножницами ее прекрасные волосы. В руке она сжимает изображение сердца. Таким образом, символически она приносит в жертву во имя любви важную часть себя.

Кристина полностью игнорирует все признаки насилия на картинке, и придумывает идеалистический сюжет. В реальной жизни она находится в деструктивных для нее созависимых отношениях, в которых есть эмоциональный и сексуальный абьюз: порой партнер шантажом принуждает ее к сексуальной близости в неприемлемой для неё форме, говоря, что в случае отказа пойдет к другой женщине. В детстве в ее родительской семье была подобная ситуация эмоционального абьюза и использования, сформировавшая, как адаптацию, мазохистический механизм игнорирования насилия и вынужденного терпения – во имя сохранения контакта. Поэтому уже во взрослости она оказалась в схожих отношениях, игнорируя их деструктивность и терпя насилие "ради любви".

Для проективной работы с Младшими арканами пригодны любые колоды, на усмотрение специалиста, благо выбор сейчас богат.

Таким образом, мы видим, как Младшие арканы используются в психотерапии преимущественно в качестве проективных сюжетных картинок.

В данной книге нам хотелось бы пойти дальше и рассмотреть универсальную психологическую символику фигурных карт таро: королев (дам), пажей, рыцарей, королей. Они содержатся в каждой из 4 мастей (кубки, жезлы, монеты, мечи). Таким образом, в колоде всего 16 фигурных карт: 4 женских образа и 12 мужских.

Младшие арканы содержат архетипическую символику, универсальную, глубинную, что делает их пригодными для глубокой психологической работы.

Эта книга – психологическая, а не эзотерическая. И некоторые интерпретации символики с психологической точки зрения могут отличаться от традиции эзотерической, гадательной, более давней и устоявшейся. Но не надо понимать эти трактовки как конкурирующие и взаимоисключающие. Они могут перекликаться.

Например, королева мечей в классической трактовке (в том числе по А.Уайту) являет собой вдову. С точки зрения трактовки психологической, королева мечей представляет собой образ женщины самостоятельной, независимой, социально успешной. Но ведь в давние времена в патриархальном обществе вдова такой вынужденно и становилась! Уже вышедшая из-под защиты мужской фигуры отца, но в силу обстоятельств лишившаяся защиты мужской фигуры мужа, она вынуждена была стать самостоятельной.

В следующей главе мы рассмотрим мужские и женские образы в фигурных картах таро с точки зрения психологической символики и интерпретации.

Глава 3. Мужские и женские образы в фигурных картах таро.

Мужчин можно анализировать и обсуждать, женщин же только обожать.

(Оскар Уайльд)


3.1. Фигурные карты в колоде таро.

При всем современном многообразии колод таро, от классической «Колоды Уайта» до колоды «Пиратов Карибского моря», каждая из них состоит из 78 карт и делится на Старшие Арканы (22 карты) и Младшие Арканы (56 карт).

Старшие Арканы таро несут архетипическую символику, соотносятся с тем или иным архетипом. К.Г.Юнг, основатель аналитической психологии, заложивший теорию о Коллективном Бессознательном и архетипах, предложил использовать таро в психологической работе. Эту идею про архетипическую символику Старших Арканов и возможность ее использования в психологической практике, впоследствии развили последователи К.Г.Юнга. Пожалуй, в нашей стране наиболее известен германский таролог Хайо Банцхаф и его книга «Таро и путешествие героя».

А вот Младшие Арканы долгое время, по мнению специалистов, внимания как возможный инструментарий психолога не заслуживали. Мы предлагаем такую возможность все же рассмотреть. Фигурные карты таро несут архетипические мужские и женские образы. И оказывает на нас сильное бессознательное воздействие, хотим мы этого или нет, пытаемся контролировать этот процесс осознанно или пускаем на самотек…

Фигурные карты – часть Младших Арканов, карты, на которых изображен конкретный персонаж – мужская или женская фигура. Иногда их называют «придворными картами».

Фигурные карты колоды: пажи, рыцари, королевы (дамы), короли. Они представлены в каждой масти: кубков, жезлов, монет (пентаклей), мечей. Таким образом, всего в колоде 16 фигурных карт.

Сразу же обращает на себя внимание то, что мужских фигурных карт (с изображением персонажа мужского пола) – 12, тогда как женских фигурных карт (изображена женщина) – всего 4. Так сложилось исторически, и эта традиция сохраняется до сих пор. Подобное «неравенство» не случайно. Мужские образы в искусстве более разнообразные, полные и объемные, чем женские. На то есть две основные причины: культуральная и архетипическая.

1 ) Культуральная причина.

Культуральный уровень символики более поверхностный, чем архетипический, но он все же неимоверно силен, т.к. древнее какого бы то ни было индивидуального опыта отдельно взятой человеческой жизни. Это – опыт поколений, передаваемый столетиями через правила и традиции. Мы словно пропитываемся им насквозь с колыбели.

В патриархальных культурах в искусстве мужские образы представлены разнообразнее и полнее, чем женские. Женские образы – более ограниченные, плоские, примитивные.

О феномене патриархата замечательно пишет аналитический психолог Луиджи Зойя в своей книге «Отец», уже знакомой российским читателям. Страх мужчины перед женщиной как объектом собственных влечений заставляет психологически защищаться путем доминирования над женщиной, контроля и обесценивания. Мужчина боится потерять себя в контакте с женщиной, быть символически поглощенным ей: отсюда частый мифологический, сказочный мотив заманивания мужчины в ловушку прекрасной коварной женщиной, будь то русалка, владычица колдовского замка и т.д. Этот механизм базируется на архетипическом мужском страхе: страхе поглощения. Ведь во время полового акта мужчина входит в женщину, в это сокрытое неизвестное пространство: мало ли что там?.. Сможет ли он выйти обратно?.. Репродуктивные органы женщины скрыты, женщина изначально загадочна и неизведанна, а все неизвестное пугает, начинает обрастать фантазиями и иллюзиями. «Ничто не пугает так, как закрытая дверь», – говорил «король фильмов ужасов» А.Хичкок. Для сравнения: мужская репродуктивная система была досконально изучена еще в Античности, женская… только в XIX веке!

Женщина изначально ближе к природе, т.к. несет большую часть нагрузки по деторождению. Мужчина – более социален. Женщина выстраивает функционирование семьи, мужчина – социума. Не случайно образ Родины для нас является материнской фигурой: «Родина-мать зовет!» А вот государство, закон ассоциируются с мужским миром, отцовской фигурой. Любая цивилизация начинается с правил, с появления закона и его неукоснительного соблюдения. Поведение перестает быть инстинктивным – человек начинает им управлять… и нести ответственность за свое поведение. Это – плата за блага цивилизации, которыми мы пользуемся. О самоограничении своей инстинктивной природы как о плате за культуру, цивилизацию около 100 лет назад писал З.Фрейд в монографии "Недовольство культурой".

На определенном этапе западная цивилизация стала выстраивать с природой (женской стихией) отношения по модели не сотрудничества, а подчинения, власти, доминирования. «Человек – царь природы!» Возникает вопрос: если человек – «царь», то кто же тогда «природа»?.. Тогда «цивилизованный» мир мужчин начал покорение «природного» мира женщины. Страх отступить от закона, правил, потерять цивилизованность, потерять СЕБЯ, заставил мужчин бояться женщин.

И как психологическая защита, у мужчины возникают следующие механизмы:

Максимальный контроль за женщиной, ее поведением, ее судьбой. В патриархальном обществе мужчина все решает за женщину: замуж выдает отец (в случае его отсутствия – брат), далее контролирует муж, в случае вдовства – сын… В некоторых «цивилизованных» восточных странах женщина даже сейчас не может без разрешения мужа выйти из дома. Японская гейша Кихару Накамура в своих мемуарах рассказывает, как ее избивал сын, наказывая за «недостойное», на его взгляд, поведение: это было уже в послевоенное время, в США, куда японка эмигрировала.

В патриархальных обществах это неравенство отражено даже в речи: под «человеком» понимается мужчина, для женщин существует другое обозначение. Женщина не являет ценность сама по себе: пока она не замужем, она почти ничего не стоит. Лишь с момента замужества у женщины появляется какой-то статус в обществе, пускай минимальный, но контроль за своей жизнью: например, право краситься. Статус замужней позволяет женщине хоть в малой степени вернуть себе достоинство.

Но и этого мало, она должна родить сына, произвести на свет мужчину, только тогда она действительно будет признана обществом. Правда, только в статусе матери – матери сына. Поэтому в патриархальном обществе мать так сильно привязана к сыну: для нее это шанс вернуть себе достоинство, выйти из состояния постоянного обесценивания. Символически «обрести фаллос» как символ власти, самостоятельности, полноценности в патриархальном обществе. А родившаяся дочь с самого начала получает травму отвержения родителями: ей не рады так, как сыну. Особенно если это первенец… В некоторых современных патриархальных обществах государство директивно вводит запрет на определение пола будущего ребёнка: иначе девочек абортитруют.

Так возникает замкнутый круг: обесценивание женщины и сверх-значимость мужчины друг друга усугубляют.

Обеценивание, демонизирование (как вариант обесценивания) женщины. Страх женщины приводит к страху собственных проявлений женственности, а женские черты всегда присутствуют в мужчине, как и мужские в женщине. Боясь проявить женскую часть своей природы и тем самым поставить под угрозу свой статус в мужском мире, мужчина подавляет свою женственность и обесценивает женщин вовне. Образ женщины начинает принимать карикатурные черты, возникают уничижительные стереотипы: «Бабы – дуры», «Волос у бабы длинный, ум – короткий», «Курица – не птица, женщина – не человек» и т.д.

Подобное обесценивание для мужчины – неудачная форма самозащиты. Попытка вместо развития собственной мужественности обесценить женственность как таковую. При этом женщина остается объектом притяжения для мужчины, объектом инстинктивного сексуального влечения. Мужчина одновременно испытывает две противоречивые тенденции: влечение к женщине и непринятие женщины. И тогда, в качестве решения этого внутреннего противоречия, возникает так называемый «комплекс Мадонны и проститутки». Это расщепление и противопоставление подобно метафорам «белое-черное», «день-ночь», «добро-зло»… Мужчина начинает делить всех женщин на идеализированных "Мадонн" и обесцененных "проституток".

Образ «Мадонны» не является здоровой моделью женственности. Само название – «Мадонна» – подразумевает лишь материнский аспект. Парадокс образа Мадонны в христианстве – мать-девственница. Женщина полноценна лишь как мать, вынашивающая для мужа детей, вернее даже – сына. До сих пор в некоторых олбществах муж может прогнать жену с младенцем, если та родила ему первенцем дочь, а не сына. Женщина воспринимается как своего рода «инкубатор», и этот инкубатор должен быть идеальным. Сексуальность женщины закрыта, неразвита, ведь сексуальность раскрытая может привлечь к женщине других партнеров, и тогда нет точности в определении отцовства. «Непорочность», ценность девственности характерна именно для патриархальных культур. Сексуальная свобода женщины характерна лишь для социума с равенством полов или матриархальным устройством.

На женщину-«Мадонну» сексуальность мужчины не может быть направлена в полной степени, ведь это – материнский образ, а инцест запрещен. Но сексуальность нуждается в выражении, и тогда как теневая сторона проявления сексуальности возникает образ обесцененной демонизированной женщины – «проститутки». При этом «проституткой» становится любая женщина, не вписавшаяся в образ «Мадонны»: даже просто потому, что она курит и т.д. Возникает парадокс: мужчина в таком обществе стремится соблазнить женщину, а когда она откликается на его чувства и страсть ответными чувствами и страстью, он сразу же ее обесценивает.

Подобное расщепление «Мадонна-проститутка» формируется и у женщин как у «детей» той же культуры. Возникает вопрос – с кем идентифицирует себя сама женщина, с "Мадонной" или с "проституткой"? Мы смотрим на себя чужими глазами, бессознательно оправдываем ожидания окружающих. Мир – зеркало, в котором мы отражаемся, и порой это зеркало бывает кривым. Если общество воспринимает женщину расщепленно, как "чёрную" или "белую", то сама она тоже начинает расщепляться.

Женщина, идентифицировавшаяся с «Мадонной», имеет идеализированное ложное представление о себе, пускай и очень приятное. Она не знает – какая она на самом деле. Ее можно сравнить со средневековой китаянкой с забинтованными ножками: китаянкам перетягивали стопу в детстве, чтобы нога оставалась умилительно маленькой. Они не могли даже ходить – стопа взрослой женщины не превышала 7 см в длину. Последствия такого насилия, физиологические и психологические, можно представить. Точно так же «бинтуют», ограничивают женщину и лишают самостоятельности жесткие социальные запреты. Невозможно стать собой даже в одиночестве… У женщин-«Мадонн» зажата сексуальность, часты проблемы с оргазмом или даже просто с удовольствием от секса, т.к. бессознательно секс воспринимается ими как нечто грязное и опошляющее любовь. Нередки менструальные боли, гинекологические проблемы… Иллюстрацией психологического «бинтования» может служить анекдот о брачной ночи английского лорда:

– Дорогая, я сделал вам больно?

– Нет, дорогой.

– Тогда почему вы вскрикнули?

Жена, идентифицированная с «Мадонной», не может быть сексуальной даже наедине с законным мужем. И, что страшнее, даже наедине с собой… Бессознательно для нее всегда рядом присутствует некая осуждающая «невидимая аудитория» – надзиратели за ее нравственностью. Выйти за пределы образа «Мадонны» безмерно страшно: тогда ты сразу же станешь «проституткой», других вариантов нет.

Еще более вредоносным для идентификации является сценарий «проститутки». Патриархальное общество традиционно и живет по жестко регламентированным правилам. В случае их нарушения девушка сразу же становится проституткой в глазах общества… и в своих собственных. И, раз нарушив правила, девушка перестает ценить и уважать себя и свое тело, ее половая жизнь может стать беспорядочной. Это печальное следствие того, как женщина не смогла себя защитить от стереотипов… При этом значительная часть актов дефлорации (потери девственности) связана не с желанием девушки вступить в сексуальную связь, а со страхом быть брошенной в случае отказа. Но патриархальный мужчина, сумевший соблазнить девушку, тут же обесценивает ее, идентифицирует с «проституткой», теряет уважение и, конечно же, бросает…

Няма коментари:

Публикуване на коментар