петък, 7 ноември 2025 г.

ГЛУПАКЪТ: ТЪЛКУВАНЕ ОТ РЕЙЧЪЛ ПОЛЪК

 Дурак: О

Рейчъл Полак


Астрологическое соответствие: Уран

Каббалистическая буква: X Алеф

Путь на Древе Жизни: от Кетер (Венца) кХокме (Мудрости)


ДУРАК

Что мы видим, глядя на эту карту? 

Ка­кие мысли и эмоции она вызывает, появляясь в раскладе? 

Кто этот Дурак — мудрое и невинное создание, пролагающее себе путь че­рез мир? 

Или герой волшебных сказок, в которых глупый младший братец добиравший Успеха там, где умных старших ждало поражение?


Может быть, это символ инстинкта, нашей способности делать правильные вещи с совершенной спонтанностью свободно­го ребенка, не стесненного страхами и социальной обусловленно­стью? 


Или это душа, готовящаяся воплотиться в теле и начать дол­гое путешествие под названием «жизнь»? 


Или символ мистическо­го совершенства? 


Или действительно дурак, лишившийся ума человек, спотыкаясь бредущий долиной жизни?


Спросите современного таролога о Дураке, и он примется тол­ковать вам о спонтанности и свободе этой карты, о ее невинно­сти и радости. 


Вам расскажут, как Дурак умеет хватать шанс за хвост и творить, казалось бы, невозможные вещи, потому что действует инстинктивно (как персонаж сказки), без анализа и сомнений в правильности решения, которые так часто парализу­ют нас, когда мы пытаемся сделать чтото важное. 


Он может пой­ти даже еще дальше и доверительно рассказать вам о Дураке как главном персонаже всего ряда Старших арканов, путешествую­щем по остальным картам. 


Многие даже называют все Таро «пу­тем Дурака». Именно это название — «Путь Дурака» — многие дают книгам, танцевальным перформансам, арт-шоу и мастер- классам (причем каждый автор приходит к нему сам, независи­ мо от других). 


Идея о беспечном путешественнике — естественная реакция на картинку этой карты, по крайней мере, в современных колодах, где мы и правда видим «дух свободный и радо­сти полный».



Это свойство Дурака — свобода духа — не просто отвлеченная концепция. 

Если отождествиться с этой картой и дать ей впрыснуть нам в кровь немного пресловутой спонтанности, мы тоже сможем сделать именно то, что правильно в настоящий момент. 


Таро — не просто интеллектуальная и духовная доктрина (хотя и она в нем тоже есть, наряду с карточной игрой, ее породившей). 


Таро работа­ет при помощи образов и символов, 

а значит, помимо привычных каналов мысли и поведения. 


Вот вам моя личная история о том, как я стала Дураком — пусть хотя бы и на мгновение.


Первый проведенный мною Таро-интенсив, заявленный как один из месячных курсов, которые я вела в Нью-Йорке в течение пятнадцати лет, был как раз посвящен Дураку. Целый вечер мы говорили о Дураке, делились опытом толкования и проживания этой карты, того, что она значила для нас и в мантике, и в жизни. Мы раз­глядывали примеры из разных колод, экспериментировали с рас­кладами на основе нулевого аркана (расклад по Дураку вы найде­те в конце главы), а также пытались раскопать кое-что из истории.


Когда занятие закончилось (несколько позднее, чем было запла­нировано), я схватила свои вещи и ринулась по лестнице вниз — времени на то, чтобы доехать до вокзала и вскочить в поезд, идущий в ту часть города, где я жила, оставалось катастрофически мало. Разумеется, я опаздывала: когда работаешь с Дураком, за часами следить трудновато. Вокзалы же, увы, Дураку не подчиняют­ся (скорее, их можно было бы назвать аванпостами Императора, четвертого аркана), и если бы я пропустила свой поезд, ночь меня ожидала бы долгая.


Урок у меня был на углу Второй авеню и Тридцать четвертой улицы, одной из самых загруженных в Нью-Йорке. Сбежав вниз, я увидала такси, остановившееся у светофора на другой стороне улицы. У всех нью-йоркских такси на крыше такой специальный медальон (звучит весьма магически, ага!) с номером. У этого был номер 722.



Семерка — номер аркана Колесница, а мне как раз не помешала бы очень быстроходная колесница. Двадцать два, с другой сторо­ны, это количество карт Старших арканов, а также номер Дурака, двадцать второго аркана. Это такси было точно моим.


Проблема заключалась только в том, что, подожди я до переклю­чения светофора, оно уехало бы от меня в противоположном на­ правлении, совсем не к вокзалу. Других такси в пределах видимо­сти не имелось. Поэтому я набрала воздуху и ринулась через про­езжую часть. Тридцать четвертая улица (3+4=7 — номер маши­ны) — это пять полос, и все они в тот момент были забиты быстро едущими легковушками и грузовиками. Я уже была на середине, когда услыхала наконец крики с тротуара. Я действительно кину­лась поперек движения, не сознавая, что делаю. И несшиеся мне в спину крики были полны не гнева, а ужаса и изумления. 


Тем не ме­ нее я продолжала скакать вперед, ныряя между машинами, пока не оказалась на той стороне и не рухнула на сиденье моей Дурацкой Колесницы. На поезд я успела.


Я совершенно уверена, что не смогла бы выкинуть такое колен­це, если бы до того весь вечер не погружалась тщательно в энергии Дурака. Без его влияния я на такое не решилась бы.


Современный стандартный образ Дурака как радостного невин­ного юноши, отправляющегося в путешествие, уходит корнями не далее как в Таро Райдера, созданное Артуром Эдвардом Уэйтом и Памелой Колман Смит. 


Раскинув крыльями руки, счастливый и беззаботный, он, кажется, вот-вот сделает шаг с вершины утеса. Он свободен от страха просто потому, что никто до сих пор не на­ учил его бояться.



В своем Таро Сияющего Племени я решила зайти еще даль­ше (в буквальном смысле). 

Вместо юноши на краю пропасти мы видим на этой карте летящего по небу ребенка. Он не то чтобы специально взлетел, а просто погнался за птичкой. Дураком дви­жет не примитивный инстинкт, ибо инстинкт может удовлетво­рить лишь первичные потребности — необходимость в пище или в ощущении собственной безопасности. 


Нет, Дурак следует пу­тем удовольствия, увлечения, настолько же естественным, как и чувство голода.


Уже после того, как я нарисовала эту картинку, мне встретилась одна женщина; она рассказала об индейском учении (я точно не помню, какого племени), которое гласит, что у каждого из нас есть внутренний духовный ребенок, и ребенок этот — именно та часть нас, которая умеет летать, если только мы поймем и примем это. Еще через некоторое время я припомнила кое-что, о чем уже много лет не думала. Лет в восемь или девять я решила, что на самом деле умею летать, но только не могу в это поверить, без сомнений, беспокойства и страха. И причина, не позволяющая мне в это по­ верить, довольно проста. Взрослый мир объяснил мне со всей авторитетностью, что люди не летают. Так мое маленькое восьмилет­нее «я» познало феномен репрессии: полет был лишь символом все­го того, что, с точки зрения моих родителей и моей культуры, было совершенно невозможно. С тех пор я так и не полетела, но зато сде­лала ряд вещей, которые многие сочли бы невозможными, — в том числе и бросок через пять запруженных трафиком полос Тридцать четвертой улицы.


С образом Дурака связаны весьма глубокие и комплексные идеи, как же так получилось, что Дурак стал означать чистоту и не­винность. 


Возьмем два ранних примера этого аркана из Таро Ви­сконти и Марсельского Таро, долго считавшихся стандартными и традиционными.


Люди на картах не выглядят ни радостными, ни счастливыми, ни готовыми к приключениям — уж скорее заторможенными и ошеломленными. 


НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧЕНИЯ АРКАНА ДУРАК (ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ ПОЛА ХЬЮСОНА «МИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАРО»)


Картомансер Пратези (1750): безумие.


Де Мелле (1781): безумие.


Элифас Леви (1855): чувствительный принцип; плоть; вечная жизнь.


Поль Кристиан (1870): нулевой аркан. Искупление. Наказание, следующее за каж­дым проступком. Судьба и неотвратимое искупление.


Мазере (1888): глупец. Безрассудство, искупление, колебания. В перевернутом по­ ложении: нерешительность, непостоянство. Грядут неприятности.


Золотая Заря (1888-1896): 

дух Эфира. Глупец. Идея, духовность; все, что побужда­ет подняться над материальным. Однако если дивинация производится на во­прос о повседневной жизни, то карта эта нехороша и указывает на безрассудство, глупость, экстравагантность, чудачества и даже манию, если только нет сочетаний с очень благоприятными картами.


Великий Восток (АЭ.Уэйт, 1889,1909): 

Дурак означает завершение всего, что нача­ло посвящение с нуля, а теперь достигало предела исчисления и бытия. Эта карта проходит все нумерованные карты и в каждой претерпевает изменения подобно тому, как человек естественный проходит через миры малого опыта и последова­ тельного достижения.


 УзЛт (1910): 

дурак. Безрассудство, мания, экстравагантность, опьянение, помра­чение рассудка, безумие. 

В перевернутом положении: небрежение, отсутствие чего-либо, апатия, ничтожность.


Уже здесь присутствуют намеки на блаженную невинность, но по большей части значения концентрируются на безрассудстве и даже безумии. 


Как получилось, что все поменялось? 

Перемены объясняются отчасти самим названием аркана. 


Французский 1е Fou (и итальянский il Matto) действительно означает сошедшего с ума человека. В некоторых старых источниках можно найти упо­минания о нем как о лунатике, о том, кто находится под влияни­ем Луны. 


Однако перейдя от le Fou к the Fool (англ, «дурак, глупец, шут»), мы сразу оказываемся в поле действия двух мощнейших смысловых традиций — перед нами одновременно и святой безу­мец, и придворный шут.


Святой безумец — это простак, которого коснулась рука Госпо­да; человек, который может мудро говорить и поступать, потому что он не такой, как мы, он не «нормальный». 


Шут, в отличие от него, фигура не сакральная, но тоже может говорить и делать то, что не дозволено людям прочих социальных рангов, в частности, насме­хаться над королем. Как и у Дурака в Таро, у шута нет определен­ного места в общественной иерархии. Он стоит ниже нобилей, но в то же время пользуется некоторой свободой, так как под покровом шутки имеет право говорить такое, на что не решатся ни рыцарь, ни леди. В великом шекспировском «Короле Лире» один лишь Шут дерзает говорить правду своему господину. И в то же время Лир, мучимый крушением всего, во что он верил, воплощает в себе дру­гого Шута, Безумца, бездомного сумасшедшего, воющего от боли в пучине бури.


Раньше тарологи думали, что джокер в покерной колоде — это жалкие остатки Дурака (и, разумеется, свидетельство того, что игральные карты — сниженная версия Таро). 


Джокер обыч­но предстает именно как придворный шут, и если приглядеть­ ся к лохмотьям Безумца из классического Марсельского Таро, то станет понятно, что это пестрое платье и бубенцы паяца. 


И хотя исследования историков азартных игр показали, что джо­кер — независимый феномен, появившийся в XIX веке кактво­ рение нью-йоркского «джентльменского клуба», все равно между ним и Дураком существует сходство, достаточное для того, что­ бы можно было утверждать: оба они отражают один и тот же архетип. 


Это архетип персонажа, черпающего силу в том, что у него нет фиксированного места в социуме. 


В Средние века, когда со­циальные классы были очень негибкими, существовало такое яв­ление, как ежегодный карнавал, позволявший людям при помо­щи масок и костюмов нарушать хотя бы какие-то из общеприня­тых установлений. Часто во время карнавалов горожане ловили какого-нибудь нищего или сумасшедшего и на один день короно­вали его Королем Глупцов.



В игре в тарок (тарокки) Дурак на самом деле не принадлежит к козырям (Старшим арканам). Он стоит особняком; он не может бить никакой другой карты, но и сам ни одной из них не может быть битым. Когда игрок знает, что не выиграет трик (интересный тер­мин — это когда во время кона игроки выбрасывают карты на стол) и не хочет при этом жертвовать ценными картами, он ходит с Ду­рака. Когда тот, кто выиграл трик, забирает себе карты, Дурак воз­ вращается к владельцу, словно счастливо ускользнув из сети, уно­сящей остальной улов.


Джокер, в отличие от него, собственной, так сказать, идентич­ностью не обладает. Он становится равным той карте, рядом с ко­торой находится. Если рядом туз, считайте, что у вас два туза. Если на руках пара семерок, значит, их на самом деле три. 


И среди людей такие встречаются. Они словно примеряют личность того, рядом с кем оказались. Мы обычно склонны считать их сумасшедшими, и, может быть, в этом-то как раз и дело. 


Не иметь фиксированной личности, не иметь иллюзий относительно того, что некая социальная персона и есть то, что мы собой представляем, — значит до­стичь состояния духовной свободы, ради которой другие люди дол­го медитируют, молятся и предаются иным практикам. 


Штука тут в том, чтобы оставаться свободным. 


Человек здравомыслящий ве­рит в подлинность своей эгоидентичности. Безумец часто не имеет собственной идентичности, но принимает свойства того, с кем пре­бывает в контакте в данный момент. 


Настоящий Дурак свободен от подобных ограниченных представлений.



В достижении этой свободы и состоит цель и задача всех Стар­ших арканов — разрушить узкие рамки представлений об огра­ниченной «реальности» и обрести ощущение свободного, легкого танца в мире текучей, непрестанно меняющейся жизни. Именно поэтому последняя карта ряда называется «Мир».




Дурак дарит нам видение этой свободы уже в самом начале пути, или, вернее, еще до его начала, ибо Дурак, великий ноль, предше­ствует всем прочим числам. 



Есть одна математическая забава — может быть, вы ее помните по школе. Возьмите любое число, аб­солютно любое, и разделите на ноль. Результат всегда будет один и тот же. 

Бесконечность. 


Потому что в любом нечто содержится бесконечное количество ничто. В современной иконографии первого аркана у Мага над головой располагается знак бесконечности (горизонтальная восьмерка), и одно из объяснений как раз в том и за­ключается, что это первое нечто еще хранит воспоминания о том блистающем ничто.



Есть знаменитое определение электрона как «вращающегося ничто». Несмотря на то что куда практичнее думать об электро­нах (и прочих элементарных частицах) как об объектах, в них так­ же можно увидеть образ состояния бытия. Состояние бытия элек­трона подразумевает свойство вращения. И точно так же мы мо­жем описать Дурака в современном его понимании как «танцую­щее ничто».


Вот упражнение, которое, возможно, поможет вам ухватить за хвост это ускользающее состояние. Найдите себе укромное место, где вас никто не побеспокоит и вы сможете расслабиться. Поместите перед собой Дурака из своей любимой колоды (если колода у вас одна, ее и можно считать любимой!). Возможно, сто­ит проделать небольшую медитацию, чтобы сконцентрировать внимание и остановить внутренний монолог, постоянно запол­няющий наше сознание. Если к медитации вы непривычны — достаточно будет просто посидеть спокойно и подышать глубо­ко, но без усилий.



Подумайте о тех многочисленных ролях, которые вы играете в жизни — на работе, дома как родитель и как партнер. Вспоминая каждую, скажите себе — вернее, просто напомните себе то, о чем вы и так хорошо знаете: «Я — не это. Я свободен. Я — ничто». Поду­майте обо всем, чем вас считают другие люди; вспомните, что о вас с полной уверенностью говорят муж или жена; что иногда услы­шишь от детей-тинейджеров, от начальника и соседей. Скажите себе: «Я — не это. Я свободен. Я — ничто».


Подумайте о том, какие определения вы даете сами: добрый, эго­истичный, толстый, умный, глупый, сексуальный, несексуальный, любящий, жестокий, успешный, неудачник, самозванец — те, при помощи которых судите и измеряете себя. 


И после каждого повто­ ряйте: «Я — не это. Я свободен. Я — ничто». 


Возьмите даже более базовые определения: мужчина, женщина, тело, душа, дитя все­ленной — и точно так же отпустите их. Если поиграть в это неко­торое время, можно доиграться до подлинного откровения: «Я — бог!», или «Я — бесконечное сияние», или «Я — полный идиот». 


Поделайте это подольше, и вам, возможно, захочется расплакать­ся или обнять космос. Отпустите и эти переживания все тем же простым способом: «Я — не это. Я свободен. Я — ничто». 


Дурак не думает о себе как о свободном или невинном. Он просто является таким


В уэйтовском списке мантических значений для карты Ду­рак колоды Райдера (см. выше), автор скатывается в старые идеи безрассудства и безумия. Однако в более полном определении он одним из первых приоткрыл нам современное понимание карты: 


«Дурак — это князь иного мира, странствующий по земле в сия­нии зари, полный восторга. <...> Это дух, стремящийся получить опыт». Далее он заявляет: «Великий Восток сделал любопытное за­ ключение о роли Мистического Дурака как части процесса выс­шей дивинации». «Великий Восток» — это, конечно, сам Уэйт. Здесь стоит еще раз обратиться к вышеприведенной цитате, поскольку она, возможно, и объясняет причину путешествия Дурака: «Дурак означает завершение всего — от начала посвящения с Нуля, до до­ стижения предела исчисления и бытия. Эта карта проходит все нумерованные карты и в каждой претерпевает изменения, подоб­но тому, как обычный человек проходит через миры малого опыта и последовательного достижения». (Курсив мой. — Р.П.)


Дурака можно рассматривать, как минимум, с двух точек зре­ния в качестве путешественника. Одна из них позволяет нам уви­деть, что Дурак, как и все мы, начинает жизненный путь в неве­дении о своей истинной природе. Кто-то из авторов описывает его как душу, воплощающуюся в теле. Прошу заметить, что Дурака туда никто не толкает, не тащит и не заманивает — этот князь ино­го мира воистину «странствует в поисках опыта».


Современное понимание реинкарнирующей души сводится к тому, что пребывать в физическом мире и решать проблемы, которые ставит перед нами жизнь, — это единственный способ ра­сти. 


Итак, Дурак начинает на нулевой отметке, свободный от зна­ния и опыта, и следует по пути Старших арканов, пока в двадцать первом (в Мире) не достигает полного осуществления програм­мы, которую ему надлежит выполнить (в этой, по крайней мере, жизни). На самом деле для того, чтобы представить Дурака как путешественника через опыт и испытания других карт, нам даже не нужно понимать или принимать концепцию воплощающейся в теле души. 



Достаточно будет рассматривать, например, карты Влюбленные, Отшельник, Дьявол как многообразный опыт, с ко­торым мы сталкиваемся на жизненном пути. 


Мы могли бы и подругому назвать путешествие Дурака — человека, последователь­но переходящего с этапа на этап: «Прогресс Дурака» или «Движе­ние Дурака вперед».



Если же посмотреть на него под другим углом, то можно опре­ делить Дурака как некое начало внутри нас, позволяющее нам не останавливаться и не попадать под влияние ни одной из прочих карт. Это воплощение представления о том, как «быть свободным», «быть ничем». Как уже было сказано выше, мы очень легко впада­ем в иллюзию и начинаем искренне считать себя то тем, то этим. 



Если я занимаюсь творчеством, значит, я — Маг. Если я — босс, то я — Император. Если я застрял в каких-то навязчивых или травма­тичных для меня отношениях — не иначе как меня контролирует Дьявол. 


Дурак — жизненно важное и необходимое противоядие от всех этих отождествлений. Ты не это и не то, ты свободен.



Дурак напоминает нам, что надо двигаться вперед. Добившись успеха и контроля, символизируемых картой Колесница (седьмой аркан), Дурак помогает нам обрести внутреннюю Силу (название следующей за ним карты), чтобы заглянуть внутрь себя и понять, кто мы такие на самом деле. Сделав это и открыв свое «ангельское я» в Умеренности (четырнадцатый аркан), Дурак побуждает нас идти дальше и встретиться лицом к лицу с Дьяволом (пятнадцатый аркан).



Создается такое впечатление, что древний китайский текст «Дао дэ Цзин» чаще всего разговаривает с нами именно языком Дурака. 



Вот что его легендарный автор, Лао-цзы, говорит о том, как люди относятся к дао, к пути (эта и прочие цитаты — мои собственные прочтения, скомпонованные на основе разных переводов):


Мудрый услышал о дао и стал практиковать его каждый день. Обычный человек услышал о дао и с тех пор время от времени думает о нем.

Дурак услышал о дао и засмеялся.

Без смеха дао не было бы тем, что оно есть.




Еще Лао-цзы сказал: «Не делай ничего, и все будет сделано». А еще — совсем уже знаменитое: «Те, кто знают, не говорят; те, кто говорят, — не знают». И речь здесь идет не о тайнах, а только об осознании, которое невозможно препарировать и разложить на объяснения и формулы.



Жить в согласии с дао — значит быть Дураком. 


Дао — это не просто подход к жизни, это самый ее источник, совершенное ни­что, предшествующее любым нечто. Примечательно, что в одном из своих изречений Лао-цзы словно бы суммировал все началь­ные карты Старших арканов: «Из дао исходит один. Из одного ис­ходят два. Из двух исходят три. Из трех исходят десять тысяч вся­ких вещей». 



В терминах Таро это выглядит так: из нуля, из пусто­ты Дурака, исходит первый аркан, Маг — образ энергии, текущей из ничто в проявленность. Будучи действием, он вызывает к жиз­ни свою противоположность, — покой, бездействие, то есть вто­рой аркан— Жрицу, которая, как можно сказать, исходит из Мага. Сложите один и два, и вы получите три. Возьмите два противопо­ ложных принципа — свет и тьму, движение и неподвижность, осо­ знанное и сокрытое, — соедините их, и вы получите природу, ре­альность. Это третий аркан — Императрица. 


А из природы уже ис­ходит все остальное бытие, которое Лао-цзы называет десятью ты­сячами всяких вещей.


Но если Дурак так совершенен, почему бы нам попросту не быть им? Почему не идти по жизни, не зная ни привязанностей, ни пла­нов и пребывая в гармонии с природой и со всем, что происходит вокруг? Почему так трудно идти путем наслаждения? Кто-то, воз­можно, ответит, что жизнь сама по себе трудна, а если мы не станем работать, то и есть нам будет нечего; что, не пожертвовав спонтан­ностью ради нужд наших детей, мы не сможем обеспечить их бла­гополучие. Это все правда. 


Дурак не имеет никакого отношения к практичности и умению решать проблемы — хотя в состоянии гар­монии с потоком жизни он способен делать всегда именно то, что должно быть сделанным. Он выполняет необходимую работу и за­ботится о детях, нимало о том не беспокоясь, и воистину все оказы­вается сделанным как бы само собой. У меня случались в жизни та­кие моменты. И это просто поразительно, что в такие моменты мо­жет произойти!



Желание быть Дураком и действительно жить беззаботной жиз­нью возникает у нас из-за необходимости делать всякие неприят­ные вещи. Но стать Дураком — это значит не только «бросить рабо­ту и отправиться прямиком на пляж». Мы не можем по-настоящему быть Дураком, мы не хотим быть Дураком — потому что у Дурака нет личности


У него нет ощущения себя, ощущения «я», равно как и — если уж на то пошло — ощущения «ты» или «они». У него есть лишь движение, а кто из нас сумел бы жить такой жизнью? Мы не можем даже с полным правом назвать Дурака просветленным, или свободным от эго, ибо он никогда и не знал никакого эго, от которо­го можно освободиться. Да он даже не знает, что он Дурак!

Представьте себе новорожденного ребенка (а в ордене Золо­той Зари Дурака как раз и рассматривали как младенца). 



Он ис­ходит из тела родительницы в полном сознании, бодрый и со­ бранный, способный устанавливать зрительный контакт и ощу­щать связь с матерью. Однако уже через несколько часов взгляд его теряет фокус, сознание исчезает, и он на какое-то время пе­реходит в режим существования исключительно ради удовлетворения физических потребностей. Рано или поздно любозна­тельность и интерес выведут его на контакт с окружающим ми­ром, а любовь и внимание родителей помогут этой любознательности начать строить «я» маленького человека. Но что же такое происходит в первый день его жизни? Куда исчезает это первоначальное осознание?



Рождаясь, ребенок входит в новый для себя мир. Ощущения, опыт, информация настолько переполняют его, что через некото­рое время он попросту выключается. Иногда нечто подобное про­исходит с нами, когда мы вдруг становимся Дураком и обретаем способность воспринимать мир непосредственно во всей его пол­ноте, без привычных фильтров логики, «здравого смысла» и при­вычного описания реальности.



Итак, если карта Дурак описывает нечто настолько непрактич­ное и недостижимое, то зачем вообще ее показывать? А вот зачем.


Во-первых, Дурак помогает нам осознать (иначе говоря — понять еще раз то, что нам и так уже хорошо известно), что все наши не­что— на самом деле ничто, что никакие ярлыки и мерки не в силах выразить нашего истинного содержания. Это жизненно важно, од­нако большинство из нас напрочь забывает, кто же мы такие на са­мом деле. Вот Дурак и напоминает.




Практически во всех культурах имеется история о растрачен­ном в далеком прошлом. Дурак намекает нам на то, каково это было — жить в раю. 


Некоторые исследования описывают Дурака как состояние, в котором Адам и Ева пребывали до грехопадения. Мы здесь говорим вовсе не о грехе и непослушании (это вотчина пятого аркана, Иерофанта), а, скорее, о душе в наиболее чистом ее состоянии.



Дурак не остается один — за ним следуют все Старшие арканы. 


Один из способов путешествовать по Старшим арканам — это шаг за шагом возвращать себе совершенство Дурака, пока в конце кон­цов мы не вырвемся из пут ограниченного сознания, чтобы бла­женно танцевать в сиянии Мира.



Чтобы как следует понять любую карту, нам нужно увидеть ее в раскладе. Пролистайте колоду. «Что-то этот Император мне не нра­ вится, а вот Дурак выглядит отлично. Буду-ка я как Дурак!» Но мы уже поняли, что никто на самом деле не может этого сделать — по крайней мере, полностью и на всю жизнь. Хотя у каждого, конеч­но, могут случаться «проблески» Дурака, и расклад покажет те мо­менты и ситуации, когда нужно будет реагировать именно по этой модели. В других случаях расклад будет рекомендовать нечто со­вершенно иное.



Вот вам еще один пример из моего собственного опыта. В 1990 году я купила дом в Хадсон-Вэлли и переехала туда из Европы, где благо­получно прожила девятнадцать лет. Дом я приобрела в значитель­ной степени под влиянием Дурака, последовав импульсивному же­ланию поселиться в городе, который почти не знала, и купив дом только потому, что влюбилась в него. Расписание требовало, чтобы сразу после покупки дома я провела два больших мастер-класса, а потом кинулась обратно в Европу, где мне нужно было упаковать и отправить свое имущество.

На протяжении этих мастер-классов стоило мне сделать себе расклад, как в нем обязательно появлялся Император. Он вылезал так упорно, что это уже стало предметом шуток среди моих студентов. Я безуспешно пыталась понять, чего же он от меня хочет. 


Почти так же часто возникала и Башня

Эта карта означает экстре­мальные обстоятельства, символизируемые графически башней, в крышу которой ударяет молния.


После второго мастер-класса и перед вылетом в Европу я при­шла домой в четыре часа дня. Подходя к дому, я уже понимала, что что-то не так, но что именно — поняла не сразу. Когда я подошла поближе, мой ум наконец зарегистрировал нарушение привычной картины — на крышу дома, оказывается, упало дерево.


Вот вам и «башня, пораженная молнией» в максимально бук­вальном своем отображении. 


И вот она, нужда в Императоре, ибо теперь, когда мой внутренний Дурак купил себе дом, настало вре­мя стать самой себе Императором, ответственным взрослым, столь непохожим на вечного ребенка — Дурака. 


Помните, что Дурак у нас может быть двадцать второй картой с таким же успехом, как и нулевой? Двадцать два — это два плюс два, то есть четыре — Им­ператор. К счастью (дуракам везет, да?) повреждения носили преимущественно внешний характер, и страховая компания уверила меня, что прекрасно сможет все оформить, пока я буду в отъезде, а по возвращении мы сможем заняться ремонтом.. 


Я хорошо усвоила урок: есть время для Дурака и есть время для Императора. А разо­браться, когда какое, поможет Таро.



До сих пор мы с вами рассматривали Дурака как первую кар­ту. Традиция далеко не всегда помещала его в начало ряда Стар­ших арканов. 


В опирающейся на каббалу системе Элифаса Леви, которой до сих пор пользуются многие практики, Дурак идет предпоследним, между двадцатой картой (Суд) и двадцать пер­вой (Мир). 


Эту идею мы рассмотрим более подробно, когда дой­дем до описания данных карт, а сейчас скажем только, что по­добно тому, как Дурак «перепрыгивает» в воплощенное состоя­ние — или, проще говоря, в обыденное сознание, — так и мы в конце путешествия, шаг за шагом перемещаясь по цепочке Стар­ших арканов, должны будем совершить прыжок в тотальное сознание Мира.



Позиция Дурака становится тем более важной, когда работаешь с картами на каббалистической основе — как с путями Древа Жиз­ни. Нужно ли нам ставить Дурака последним, предпоследним (как предлагал Элифас Леви) или самым первым, следуя в том традиции Золотой Зари? Первая карта ряда автоматически получает первую букву еврейского алфавита, Алеф.



Лично для меня понимание Дурака как Алеф всегда имело смысл. 

Посмотрите на форму этой буквы: К. Абигайл Ландсман, преподаватель и автор книг о еврейском алфавите, замечает, что она похожа на колесо ветряной мельницы, на водоворот (и на элек­трон — вращающееся ничто). Представьте себе, что оно вертит­ся все быстрее и быстрее, и вот уже крылья исчезают, как лопасти электрического вентилятора, зрительно сливаясь в круг. 


Круг — один из способов начертания нуля, хотя более привычная форма его — овал, яйцо, из которого рождается весь мыслимый и немыслимый опыт.


Но еще интереснее в контексте понимания Дурака тот факт, что Алеф — немая буква. Собственного звука у нее нет, она обыч­но выступает как «переносчик» гласных. В иврите буквами пере­даются только согласные звуки. Если бы мы писали этим способом по-английски, то слово «дурак», «fool» выглядело бы как FL со специальным знаком огласовки, указывающим, что это именно «fool», а не «feel»1 и не «fail»2.


Алеф похож на глоток воздуха, необходимый для того, чтобы что-то произнести, на рот, раскрытый в ожидании звуков и слов. Немота Алеф вполне соответствует великому Ничто Дурака. Выше мы уже говорили о том, что горизонтальная восьмерка над головой Мага традиционно означает бесконечность. Современные математики используют для ее обозначения другой символ — да, имен­но еврейскую букву Алеф. 


Это первая буква в словосочетании Айн Соф, Бесконечность, Бесконечное Ничто. Это Божественная исти­на, лежащая за пределами всякого познания, за пределами даже самого Древа Жизни.


Давайте рассмотрим некоторые символы, появляющиеся в разных версиях Дурака. 


Часто на плече он несет палку, к кото­рой привязан узелок или сумка. Путешественник по путям жизни, не имеющий ни дома, ни родины, все свое имущество он без труда несет с собой. 


Некоторые тарологи считают, что в узелке у него прошлые жизни, или собственное «я», которое большинство из нас натягивает на себя, как кожу, и только он носит отдельно. 


В колоде Райдера на сумке изображен орел, символ воспарившего духа. 


Алое перо на шапочке напоминает, что истинный дом его — в небесах.


У Дурака Висконти есть даже целый набор разномаст­ных перьев в волосах, словно человек этот живет наполовину в царстве птиц.



Дурак Таро Сияющего Племени в буквальном смысле летит вслед за птицей. 

Внизу видны струящиеся по ландшафту линии энергии; концентрические круги отмечают места, где наш мир от­крывается иному. Дурак Райдера, этот князь другого мира, держит в руке розу, символ страсти, — и держит легко, свободно.



И вот, принимая все это во внимание, что мы можем сказать о значении появившегося в раскладе Дурака? 


Это прежде всего 

спонтанность, 

свобода и способность действовать, руководствуясь инстинктом, а не тщательным планированием. 


Дурак может при­зывать нас пойти на риск. Если гадание касается любви, то он сове­тует не упускать шанс и идти туда, куда ведет нас сердце. 


В области работы это может быть возможность наконец бросить нелюбимое дело или запустить совершенно новый проект.



Есть тут, впрочем, одна закавыка. 


Дурак действительно побуж­дает нас действовать не по плану, пользоваться выпавшим шансом. Значит ли это, что нам так и следует поступать? 


Здесь как раз и бу­дет уместно рассмотреть такие материи, как положение Дурака в раскладе и соседствующие с ним карты. Если другие карты призы­ вают к осмотрительности, то, возможно, сейчас не лучшее время для «дуракаваляния». А уж если Дурак вышел в ответ на вопрос: «Что в сложившейся ситуации было бы худшим выбором?», то кар­та однозначно показывает нечто, чего следует избегать, а не к чему следует стремиться.



Если Дурак не относится ни к каким конкретным действиям, то он может указывать на общий подход к жизни. 


Он любопытен, ве­сел, полон энтузиазма, раскован и не стеснен никакими условно­ стями. Ребячливый и спонтанный Дурак вполне может указывать и на незрелость.



Эта карта, как и любая другая, может в раскладе указывать и на некоего человека. Если мы задаем вопрос о новых отношениях и Дурак означает вторую (или третью, если вы гадаете кверенту) сто­ рону, то он будет описывать человека приятного, без комплексов, часто очень любящего, но вряд ли надежного. Ничего злонамерен­ ного в нем нет, но строить планы, тем более долгосрочные, он не склонен. Если вы ищете в отношениях преданность и постоянство, Дурак будет, увы, не лучшим выбором.

Если перевернуть Дурака (больше информации о перевернутых значениях вы найдете в главе о гаданиях), то главным его послани­ ем станет предостережение. Сейчас не время делать шаг с обрыва. Это значение усиливается, если в раскладе в прямом положении появляются карты дальновидности и зрелости, такие как Умерен­ ность или Император.

Иногда перевернутый Дурак говорит о том, что мы утратили контакт со своими инстинктами. Мы можем излишне перестра­ ховываться или бояться пойти на риск. Как же выбрать, которая интерпретация больше подходит к ситуации? Во-первых, посмо­ трите на другие карты расклада и оцените, где именно в нем поя­ вился перевернутый Дурак. Впрочем, анализом варианты ваших действий не исчерпываются. Нужно предоставить интуиции решать, какое значение из всего возможного спектра сейчас наибо­ лее актуально.


Дурак некоторым образом участвует в каждом гадании, незави­симо от того, появляется ли он в раскладе или нет. Есть ли действие более дурацкое, чем тасовать колоду карт и с умным видом зада­вать им вопросы о жизни?



Расклад «ДУРАК»

Хотите узнать больше о своем опыте общения с архетипом Ду­рака? Вот вам специальный расклад, основанный на этой карте. Мы, как всегда, тасуем колоду и смотрим, какие карты сами к нам придут. Все позиции конечно же вращаются вокруг идеи Дурака.


1. Как я был Дураком в своей жизни?

2. Какэтомнепомогло?

3. Какэтомнеповредило?

4. Вкакихситуацияхмненепомешалобыбытьболее«дурацким»?

5. ВкакихслучаяхДуракнесослужитмнедобруюслужбу?

6. ВкомизокружающихямогунайтиДурака?

7. Чем Дурак может меня одарить?

Няма коментари:

Публикуване на коментар