Автор: Klaus Holitzka
64 Карти
Размери: 7,5 x 12,4 cm
Картите И Дзин са основани на едноименната традиционна китайска аналитична и предсказателна система. Изображенията са в характерния за класическия китайския акварел стил. Придружени са от книжка с инструкции за ползване. Интересни са паралелите, които могат да се направят между таро и всяса една друга система за себепознание, включително тази. На англйски език.
Система соответствий «И цзин» — Таро
И Цзин (Книга Перемен) и Карты Таро - две великие мантические системы, созданные в разное время в совершенно различных культурах (в Чжоуском Китае и средневековой Европе соответственно).
Обе связываются не только с гаданием, но и считаются символически передающими мудрость древних, раскрывающими тайны устройства мира и человека.
Обе системы содержат фиксированный набор символов, с каждым из которых связываются как формальные признаки (черты гексаграмм - номинал и масть карты), так и символические образы (афоризмы к гексаграмме и чертам - изображения на картах и гадательные значения).
При столь большом типологическом сходстве этих двух систем возникает естественный вопрос - выражает ли каждая из них представления, имеющие смысл лишь в контекстах собственных культур, или карты Таро и гексаграммы Книги перемен - это две различные символические проекции одних и тех же архетипических идей, универсализм которых глубже конкретного, принятого в той или иной культуре, способа их выражения.
Если справедливо предположение об универсальном архетипическом источнике значений для И цзина и Таро, то должно существовать поэлементное соответствие гексаграмм и карт.
Даже при поверхностном знакомстве с этими системами бросаются в глаза два принципиальных различия в их структуре. Во-первых, различно число элементов систем: в колоде Таро - 78 карт, а в Книге Перемен– 64 гексаграммы. Во-вторых, 64 гексаграммы равноправны, а карты Таро делятся на старшие (22 старших аркана) и младшие (56 младших арканов).
Обратим внимание, что число карт превышает число гексаграмм на 14 (78 - 64 = 14). Число 14 – важное для Таро число. 14 – это количество карт в каждой из четырех мастей младших арканов.
Структура колоды карт Таро
Старшие 22 аркана делятся на 10 предшествующих и 12 последующих. «Аркан XI…начинает собой новый цикл Великих Арканов, резкой гранью отличающихся от предшествующих.…система первых десяти Великих Арканов господствует над Арканами последующими. Арканы первого цикла лежат выше времени, лежат выше самого принципа движения.…в противоположность все Арканы второго цикла содержат в самом существе своем движение.» (В. Шмаков. «Великие Арканы Таро»). Таким образом оказывается, что старшие арканы разделены на 2 группы: 10 (I - Х) карт - предшествующие и еще 12 (ХI- ХХII) - последующие. Предшествующие 10 старших арканов выражают статические принципы, а последующие 12 - динамические принципы.
Младшие арканы состоят из 4 мастей. Каждая масть, состоящая из 14 карт, делится на 10 очковых карт от туза до десятки и 4 фигурных карты: король, дама, рыцарь и валет (в современной игральной колоде из 52 карт есть лишь три фигуры из четырех – нет рыцарей). В каждом очковом номинале существуют 4 карты разных мастей: 4 единицы (тузы), 4 двойки, 4 тройки и т.д. Каждуютакую четверку возглавляет соответствующая предшествующая карта старшего аркана. Так, тузы возглавляются арканом I, двойки - арканом II, тройки - арканом III... десятки - арканом Х.
Традиционные масти Таро выражаются четырьмя предметами: жезлами, чашами, мечами, монетами. В современной игральной колоде жезлы превратились в трефы, чаши - в черви, мечи - в пики, а монеты - в бубны.
Каждой фигуре можно подобрать подходящий атрибут: королю подобает жезл, даме - чаша, рыцарю - меч, валету - монета. Таким образом, из всех 16 фигурных карт можно выделить 4 чистых, чей атрибут соответствует положению: король жезлов, дама чаш, рыцарь мечей, валет монет. Такой авторитет как Г.О.М. называет эти четыре карты главными в своих мастях. Остальные 12 фигурных карт являются смешанными.
Чистые карты представляют статические принципы, а смешанные - динамические.
Таким образом, по параметру "статика - динамика" карты Таро можно разделить на две группы:
- 14 неподвижных арканов (10 предшествующих старших и 4 чистых фигурных)
- и 64 аркана движения (12 последующих старших и 52 младших: 40 очковых и 12 смешанных фигурных).
Для 64 арканов движения оказалось возможным установить поэлементное соответствие с гексаграммами Книги Перемен.
Краткая сводка
- 22 старшие карты и 56 младших карт.
- 56 младших= 4 масти * 14 карт = 40 очковых + 16 фигурных.
- Масти: жезлы, чаши, мечи и монеты.
- Фигурные карты: король, дама, рыцарь, валет.
- 22 старших= 10 предшествующих и 12 последующих.
- 16 фигурных= 4 чистых и 12 смешанных.
- 14 неподвижных = 10 предшествующих старших + 4 чистых фигурных.
- 64 движущихся = 40 очковых + 12 смешанных фигурных + 12 последующих старших.
- Арканы движения соответствуют гексаграммам Книги Перемен.
Структура Книги Перемен и ее сопоставление с картами Таро
И Цзин разделен на две части - верхнюю ( гексаграммы 1-30) и нижнюю ( гексаграммы 31-64).
Гексаграммы И Цзина объединяются в пары: гексаграмма с нечетным номером и следующая за ней гексаграмма с четным номером. Гексаграммы одной пары получаются друг из друга с помощью операции переворота. Исключение составляют симметричные гексаграммы, которые при перевороте не меняются. В этих случаях гексаграммы пары получаются друг из друга с помощью операции инверсии.
При сопоставлении гексаграмм и карт Таро оказывается, что первые пары из обеих частей И Цзина (гекс. 1-2 и 31-32) соответствуют Тузам, вторые пары (гекс. 3-4 и 33-34) - Двойкам и т.д.
Для сопоставления с гексаграммами берется колода карт Tarot Rider-Waite (1909). Эта колода содержит канонические изображения младших арканов. Эти изображения опираются на традицию гадательных толкований младших карт Таро и являются результатом сопоставления очковых карт (от двоек до десяток) с 36 деканами Зодиака и их планетными управителями, представление о которых восходит к эллинистическому Египту.
Внимательное прочтение афоризмов к гексаграмме в целом и к отдельным входящим в нее чертам показывает, что текст к каждой гексаграмме состоит из сюжетно связанных фрагментов. Эти фрагменты можно использовать для реконструкции цельного рассказа или истории. Получившийся сюжетный рассказ и встречающиеся в нем мотивы можно сопоставить с изображением на соответствующей карте Таро. В большинстве случаев сюжет гексаграммы явно корреспондирует с тематикой картины, представленной на карте.
Схема соответствия И-Цзин и ТАРО
- Номера старших арканов даны по французской системе
- В левом столбце таблицы находятся Неподвижные Арканы Таро, являющиеся главными для соответствующей строки
- В строке справа от каждого Неподвижного Аркана, расположены четыре подвижных, имеющих соответсвие с гексаграммами И-Цзина
- В ячейке - вверху указан номер гексаграммы (гуа) и ее Название, а внизу - название соответствующей ей карты ТАРО
| I Маг | 1. Творчество Туз Жезлов | 2. Исполнение Туз Мечей | 31. Взаимодействие Туз Чаш | 32. Постоянство Туз Монет |
| II Папесса | 3 Начальная трудность Двойка Чаш | 4 Недоразвитость Двойка Монет | 33 Бегство Двойка Мечей | 34 Мощь великого Двойка Жезлов |
| III Имератрица | 5 Необходимость ждать Тройка Чаш | 6 Тяжба Тройка Мечей | 35 Восход Тройка жезлов | 36 Поражение света Тройка Монет |
| IV Император | 7 Войско Четверка Мечей | 8 Приближение Четверка Монет | 37 Домашние Четверка Жезлов | 38 Разлад Четверка Чаш |
| V Папа | 9 Воспитание малым Пятерка Чаш | 10 Наступление Пятерка Монет | 39 Препятствие Пятерка Жезлов | 40 Разрешение Пятерка мечей |
| VI Влюбленный | 11 Расцвет Шестерка Чаш | 12 Упадок Шестерка Мечей | 41 Убыль Шестерка Жезлов | 42 Приумножение Шестерка Монет |
| VII Колесница | 13 Родня Семерка Мечей | 14 Владение многим Семерка Чаш | 43 Выход Семерка Жезлов | 44 Перечение Семерка Пентаклей |
| VIII(XI) Правосудие | 15 Смирение Восьмерка Мечей | 16 Вольность Восьмерка Жезлов | 45 Воссоединение Восьмерка Монет | 46 Подъем Восьмерка Чаш |
| IX Отшельник | 17 Последование Девятка Монет | 18 Исправление порчи Девятка мечей | 47 Истощение Девятка Жезлов | 48 Колодец Девятка Чаш |
| X Колесо Судьбы | 19 Посещение Десятка Монет | 20 Созерцание Десятка Чаш | 49 Смена Десятка Жезлов | 50 Жертвенник Десятка Мечей |
| Король Жезлов | 21 Стиснутые зубы XI (VIII)Сила | 22 Убранство Король Монет | 51 Молния Король Мечей | 52 Сосредоточенность Король Чаш |
| Дама Чаш | 23 Разорение XII Повешенный | 24 Возврат Дама Мечей | 53 Течение Дама Жезлов | 54 Невеста Дама Монет |
| Рыцарь Мечей | 25 Беспорочность XIII Смерть | 26 Воспитание великим Рыцарь Чаш | 55 Изобилие Рыцарь Монет | 56 Странствие Рыцарь Жезлов |
| Валет Монет | 27 Питание XIV Умеренность | 28 Переразвитие великого Валет Жезлов | 57 Проникновение Валет Мечей | 58 Радость Валет Чаш |
| | 29 Двойная бездна XV Дьявол | 30 Сияние XVII Звезда | 59 Раздробление XVI Башня | 60 Ограничение XVIII Луна |
| | 61 Внутренняя правда XIX Солнце | 62 Переразвитие малого XXI (0) Дурак | 63 Уже конец XX Суд | 64 Еще не конец XXII (XXI) Мир |
- Символические системы — семантика и структура
- Диада Инь—Ян
- Триада Гун
- Тетрада Стихий
- Система соответствий «И цзин» — Таро
- Фактическая история Таро
- Сводка фактов по истории Таро
- Таблица соответствий карт ТАРО и СИМБОЛОН
- Архетипы Юнга как логическая система
- Схема соответствий 36 стратагем и Таро/И Цзин
Философия
- Шестнадцать Первоначал
- О Фалесе
Мифы и сказки
- Десять архетипических историй или рассказы о Винни-Пухе, иллюстрированные картами Таро
A System of Correspondences between the I Ching and Tarot
ru | en
The I Ching (the Book of Changes) and the Tarot Cards are two great mantic systems created in different times and entirely different cultures - Zhou China and Medieval Europe respectively.
Both systems do not only deal with divination but also convey the ancient wisdom symbolically and reveal mysteries of the universe and human being.
Both systems contain a fixed set of symbols, each expressed with formal signs (lines of hexagrams, symbols and suits of cards) and symbolic images (aphorisms attached to hexagrams and lines, pictures and divination meanings of cards).
Taking into consideration such essential typological resemblance, one can ask a natural question whether each of these systems expresses concepts meaningful in the context of the corresponding culture only, or the Tarot cards and I Ching hexagrams are different symbolical manifestations of the same archetypical ideas whose universality is deeper than their specific way of representations accepted in one or another culture.
If the assumption about universal archetypal source of the Tarot an I Ching meanings is correct then there should exist a mutually unique correspondence between hexagrams and cards.
Two principal differences in the structure of these systems are striking even after superficial acquaintance with them. First, these systems have a different number of elements: the Tarot deck contains 78 cards, while the I Ching comprises 64 hexagrams. Second, 64 hexagrams are of equal rank while Tarot cards are divided into 22 Major and 56 Minor Arcana.
Let us note that the number of cards exceeds the number of hexagrams by 14 (78 - 64 = 14). This is an important number for the Tarot since 14 is the number of cards in each suit of the Minor Arcana.
Structure of the Tarot deck
The 22 Major Arcana are divided into 10 Former ones and 12 Latter ones. "XI Arcanum … starts a new cycle of the Major Arcana which strongly differs from the previous one. … the system of the first ten Major Arcana dominates over the following Arcana. The Major Arcana of the first cycle are higher than Time, higher than the Principle of Motion itself. … Correspondingly, all Arcana of the second cycle contain motion in their essence. (V. Shmakov, "The Sacred book of Thoth"). Thus, it turns out that the Major Arcana are divided into two groups: 10 (I-X) Former Arcana and 12 (XI-XXII) Latter Arcana. 10 Former Major Arcana represent static principles and 12 latter Major Arcana represent dynamic principles. The Minor Arcana consist of four suits. Each suit, consisting of 14 cards, comprises 10 pip cards from ace to ten and 4 face cards: king, queen, knight and page (there are three face cards in the modern standard 52-card deck since the knights are not included in it). There are four cards of different suits for any number of pips. Each of these tetrads is headed by the corresponding Former Major Arcanum. For example, four aces are headed by the I Major Arcanum, four twos are headed by the II Major Arcanum, four threes are headed by the III Major Arcanum, … four tens are headed by the X Major Arcanum.
Traditionally the suits of the Tarot are represented by wands, cups, swords and pentacles. In the modern playing deck wands have transformed into clubs, cups into hearts, swords into spades, and pentacles into diamonds.
For each face card we can find the most proper attribute: the wand suit for a king, the cup suit for a queen, the sword suit for a knight, and the pentacle suit for a page. Thus, among all 16 face cards we can pick out four "pure" cards whose attribute corresponds to their rank: King of Wands, Queen of Cups, Knight of Swords, and Page of Pentacles. G.O.M., a famous Russian occultist of the early 20th century, calls these four cards the main cards in their suits. The other 12 cards are "mixed" ones. The "Pure" cards represent static principles while the "mixed" cards represent dynamic principles.
So, according to the "statics-dynamics" parameter, the Tarot cards can be divided into two groups:
- 14 stationary Arcana (10 Former Major Arcana and 4 "pure" face Arcana)
- 64 Arcana of motion (12 Latter Major Arcana and 52 Minor Arcana - 40 pip and 12 "mixed" cards).
It turns out to be possible to establish a mutually unique correspondence between the 64 Arcana of motion and 64 Hexagrams of the I Ching.
Brief summary of the Tarot deck structure
- 22 Major Arcana and 56 Minor Arcana
- 56 Minor Arcana = 4 suits * 14 cards = 40 pip cards +16 face cards
- The suits: wands, cups, swords and pentacles
- Face cards: King, Queen, Knight and Page
- 22 Major Arcana = 10 Former Major Arcana + 12 Later Major Arcana
- 16 face cards = 4 "pure" cards + 12 "mixed" cards
- 14 stationary cards = 10 Former cards + 4 "pure" cards
- 64 cards of motion = 40 pip cards + 12 "mixed" cards + 12 Later cards
- The Arcana of motion correspond to Hexagrams of the I Ching
The structure of the I Ching and its comparison with the Tarot cards
The I Ching is divided into two parts: the Upper Canon (hexagrams 1-30) and the Lower Canon (hexagrams 31-64). I Ching hexagrams are grouped into pairs, consisting from a hexagram with an odd number and a following hexagram with an even number. The hexagrams of the pair can be obtained from each other by 180° rotation. The only exceptions are the hexagrams which are invariant under this rotation. In these cases one hexagram of a pair is obtained from the other by inverting all its lines.
A comparison between the I Ching hexagrams and Tarot cards suggests the following rule: the first pairs from the both I Ching Canons (hex.s 1-2 and 31-32) correspond to aces, the second pairs (hex.s 3-4 and 33-34) correspond to twos and so on.
To compare the two systems we used the Rider-Waite Tarot deck (1909). This deck contains the canonical images of the Minor Arcana. These images, based on the tradition of divination meanings of the Minor Arcana, are the results of comparison of pip cards (from two to ten) with the 36 decans of the Zodiac and their planet rulers which were already known in the Hellenistic Egypt.
Careful reading of the aphorisms attached to a hexagram as a whole and its separate lines shows that the accompanying text of each hexagram consists of fragments which can be linked by some plot. These fragments can be used for a reconstruction of a whole story.
The obtained narration and their topics can be compared to the image of the corresponding Tarot card. In most cases the story of the hexagram clearly correlates with the motif of the card.
A System of Correspondences between I Ching and Tarot
- The numeration of Major Arcana is given in accordance with French system.
- The Former Major Arcana, located in the left column of table, are the main cards for the corresponding row.
- On the right from each of the Former Major Arcanum there are the four Arcana of motion which correspond to the hexagrams of the I Ching.
- The number of the hexagram and its name is in the upper part of the cell, the name of the corresponding Tarot card is in the lower part of the cell.
I The Magician
https://hermenes.one/en/iching-tarot
| 1. The Creative Асе of Wands | 2. The Receptive Асе of Swords | 31. Influence Асе of Cups | 32. Duration Асе of Pentacles |
| II The High Priestess | 3 Difficulty at the Beginning Two of Cups | 4 Youthful Folly Two of Pentacles | 33 Retreat Two of Swords | 34 The Power of the Great Two of Wands |
| III The Empress | 5 Waiting Three of Cups | 6 Conflict Three of Swords | 35 Progress Three of Wands | 36 Darkening of the Light Three of Pentacles |
| IV The Emperor | 7 The Army Four of Swords | 8 Holding Together Four of Pentacles | 37 The Family Four of Wands | 38 Opposition Four of Cups |
| V The Hierophant | 9 The Taming Power of the Small Five of Cups | 10 Treading Five of Pentacles | 39 Obstruction Five of Wands | 40 Deliverance Five of Swords |
| VI The Lovers | 11 Peace Six of Cups | 12 Standstill Six of Swords | 41 Decrease Six of Wands | 42 Increase Six of Pentacles |
| VII The Chariot | 13 Fellowship with Men Seven of Swords | 14 Possession in Great Measure Seven of Cups | 43 Break-through Seven of Wands | 44 Coming to Meet Seven of Pentacles |
| VIII(XI) Justice | 15 Modesty Eight of Swords | 16 Enthusiasm Eight of Wands | 45 Gathering Together Eight of Pentacles | 46 Pushing Upward Eight of Cups |
| IX The Hermit | 17 Following Nine of Pentacles | 18 Work on What Has Been Spoiled Nine of Swords | 47 Oppression Nine of Wands | 48 The Well Nine of Cups |
| X Wheel of Fortune | 19 Approach Ten of Pentacles | 20 Contemplation Ten of Cups | 49 Revolution Ten of Wands | 50 The Caldron Ten of Swords |
| King of Wands | 21 Biting Through XI (VIII) Strength | 22 Grace King of Pentacles | 51 The Arousing King of Swords | 52 Keeping still, mountain King of Cups |
| Queen of Cups | 23 Splitting Apart XII The Hanged Man | 24 Return Queen of Swords | 53 Development Queen of Wands | 54 The Marrying Maiden Queen of Pentacles |
| Knight of Swords | 25 Innocence XIII Death | 26 The Taming Power of the Great Knight of Cups | 55 Abundance Knight of Pentacles | 56 The Wanderer Knight of Wands |
| Page of Pentacles | 27 Corners of the Mouth XIV Temperance | 28 Preponderance of the Great Page of Wands | 57 The Gentle Page of Swords | 58 The Joyous, Lake Page of Cups |
| | 29 The Abysmal XV The Devil | 30 The Clinging, Fire XVII The Star | 59 Dispersion XVI The Tower | 60 Limitation XVIII The Moon |
| | 61 Inner Truth XIX The Sun | 62 Preponderance XXI (0) The Fool | 63 After Completion XX Judgement | 64 Before Completion XXII (XXI) The World |
- Symbolic systems: semantics and structure
- Dyad: Ying—Yan
- Triad: Gunas
- Tetrad: Elements
- A System of Correspondences between the I Ching and Tarot
- Some facts about history of Tarot
- History of Tarot: what should we make of it?
- A table of correspondences between the Tarot and Symbolon deck
- Jung’s archetypes as a logical system
- A System of Correspondences between 36 Strategems and I Ching/Tarot
Philosophy
- Sixteen Beginings (of philosophical systems)
- On Thales
Myths and Fairytales
- Ten Archetypal Stories or Tales about Winnie the Pooh illustrated with Tarot
Astrology
- Combinatorics of Zodiac
- Zodiac signs in homeopathy
Няма коментари:
Публикуване на коментар