вторник, 11 ноември 2025 г.

ПСИХОТЕРАПИЯ ЧРЕЗ ТАРО: СОЛОВЬЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА


Соловьева Ирина Александровна

РАБОТА С ФИГУРНЫМИ КАРТАМИ ТАРО В ПСИХОТЕРАПИИ: мужские и женские архетипические образы


Старшие Арканы соотносятся с архетипами, выделенными К.Г. Юнгом, поэтому могут быть ис­пользованы в психологической работе. Сам К.Г. Юнг и предло­ жил идею использования Таро в психологической работе, что по тем временам было смелостью, да и по нынешним - тоже. 

Каждый Старший Аркан содержит универсальную для всего человечества архетипическую символику, поэтому воспринимается всеми людь­ ми одинаково, вне зависимости от нашего возраста, пола, характера и исторической Эпохи, а так же вне зависимости от степени зна­ комства с Таро.... А вот Младшие Арканы были К.Г. Юнгом проиг­норированы как не несущие столь глубинную символику.

Современными психотерапевтами Младшие Арканы все же ис­пользуются в работе с клиентами, но как обычные проективные картинки, пробуждающие воображение клиента. Они не обладают глубиной и универсальностью символики Старших Арканов, зато могут иметь для клиента символику личную, вызвать у него опре­ деленные ассоциации... 

Некоторые современные колоды содержат яркие сюжеты и представляют богатую возможность для такого рода проективных исследований. Например, «Таро сказок» подни­ мает регрессивный (детский) материал из глубин Подсознания, а такие сексуализированные колоды как «Манар» и «Таро наслажде­ ний» помогают выявить любовный сценарий клиента.

Но важен и следующий момент. Если Младшие Арканы не соот­ветствуют архетипам так, как Старшие Арканы, это не значит, что они вовсе не несут в себе архетипическую символику. Она присут­ ствует по меньшей мере в фигурных картах, так что в этой книге мы предлагаем психологический анализ фигурных карт с целью использования их в психологической работе, рассматриваем архети­ пические мужские и женские образы.

ПУТЬ ТАРО ИЗ ЭЗОТЕРИКИ В ПСИХОЛОГИЮ

Основоположник психологической традиции работы с коло­дой Таро - Карл Густав Юнг (1875 - 1961), чье имя знакомо лю­бому, интересующемуся психологией (или посмотревшему фильм «Опасный метод», 2011, реж. Д. Кроненберг). 

Один из первых психоаналитиков и учеников 3. Фрейда (1856 - 1939), он основал впоследствии свое собственное направление - аналитическую пси­ хологию. К.Г. Юнг был необыкновенно эрудированным ученым с оригинальным мышлением и смелым человеком. Он много путеше­ ствовал, изучал другие культуры, выйдя за рамки культуры евро­ пейской. Заложил основы, на которых базируются многие направ­ ления в современной психологии. Его идеи были неожиданными и новаторскими для своего времени.

Интересна семейная история К.Г. Юнга: в его роду были и врачи (отцовская линия), и священники (сам отец), и медиумы (материн­ ская линия, включая саму мать). В детстве он оказывался свиде­ телем спиритических сеансов, во взрослости сам принимал в них участие. В своей профессиональной жизни он интегрировал все эти родовые линии, объединив науку и оккультизм. Будучи, как и дед, врачом, он стал затем психоаналитиком, привнес в науку не­ мало «мистики», дав ей научное объяснение: тем самым увеличив область «научного» и сократив область «мистического».

Получив психиатрическое, а затем и психоаналитическое образование, будучи любимым учеником 3. Фрейда, «крон­ принцем психоанализа», как его называли, К.Г. Юнг постепенно начал формировать собственную научную концепцию, что и по­ служило причиной конфликта между двумя гениальными уче­ ными. Он создал свое собственное представление о структуре личности и о движущих силах развития, принципиально отлич­ ные от теории 3. Фрейда. Это представление о структуре лично­ сти и об архетипах и привело ученого к идее использования карт Таро. Но сперва нам надо поговорить о его предшественнике и о базисе теории Юнга.

3. Фрейд предположил, что нами движут две мощные бессозна­ тельные силы: Эрос и Танатос.

Эрос - влечение к жизни, выражающееся в желании жить и передавать жизнь дальше, наш сексуальный инстинкт. «Эрос» - греческое слово (его также можно произносить как «Эрот»), имя маленького, но древнего и могущественного бога любви, сопрово­ ждавшего Афродиту. Он знаком нам также под именами Амура и Купидона (в римской мифологии). Силе Амура нельзя проти­ виться - его стрелы любви сражают наповал даже богов. Раненый Амуром испытывает непреодолимое любовное влечение к объекту любви - метафорическое отображение того, что силе древнего ин­ стинкта невозможно противиться даже богам!

Танатос - влечение к смерти, инстинкт разрушения, причем не только других, но и себя самого. «Танат» в переводе с греческого - «смерть». Танатос - божество античного пантеона: у него желез­ ное сердце, он не принимает дары (смерть нельзя разжалобить или подкупить!), в его руках - погасший факел (погас огонь - погасла жизнь, «Погасла искра жизни», - говорим мы). Танатос - древняя и могущественная сила.

Эти два инстинкта, Эрос и Танатос, вечно борются между собой, с переменным успехом, претендуя на главенство. Именно с идеей об этой борьбе связано название известного фильма режиссера Пола Верховена «Основной инстинкт» (1992, США-Франция). Главная героиня (в исполнении Шэрон Стоун) убивает своих любовников ледоколом, прямо в постели - в этом сюжете тесно пере­ плетены эротика и агрессия, секс и разрушение. С точки зрения психоанализа, само орудие убийства (ледокол) является символи­ ческим фаллосом (а фаллос дает жизнь), и «фаллос» выступает как орудие убийства: любовь и насилие сливаются воедино. Из фильма мы узнаем, что некогда она убила и своих родителей, которых, несо- мпенно, тоже любила, ведь всякий ребенок любит своих родителей.

Увлекшись главным героем (Майкл Дуглас), она вновь становится перед выбором: любить или убить. Ее колебания мы видим в фи­ нальной сцене фильма: пара лежит в постели, и рука героини уже тянется к ледоколу, но страсть одерживает верх над ненавистью, и агрессия перерастает в бурный половой акт. Надолго ли Эрос по­ бедил Танатос и что ждет героев в будущем - мы не знаем... Таким образом, создатели фильма заставляют задуматься: какой же ин­ стинкт все же является основным? Эрос или Танатос, созидание или разрушение?..

И в теории 3. Фрейда строение личности выглядит так. Ребе­нок рождается в животном состоянии, им движут лишь инстин­кты, его психическая жизнь состоит из Бессознательного - «Оно» («Ид»), Затем «Там, где было Оно, должно встать Я» (3. Фрейд): под влиянием социального влияния от животного Бессознательного отделяется конструкт, который становится сознательным - «Я» («Эго»). Но формируется и третий конструкт, частично осознаваемый, частично нет - «Супер-Эго», социальные должен­ ствования, наша расплата за цивилизацию и пользование ее бла­ гами; наш внутренний надсмотрщик, следящий за соблюдением социальных правил и наказывающий нас в случае нарушения чув­ ствами вины и стыда (см. 3. Фрейд «Недовольство культурой»). Причина наших проблем - во внутренних конфликтах: между Ид и Эго (Бессознательным и сознательным Я) или между Ид и Су­ пер-Эго (Бессознательными желаниями и внутренними ограни­ чениями, долженствованиями).

В соответствии с этой теорией психоаналитическая символи­ка сексуализирована. Символы являются отображением наших древнейших инстинктов, порождающих желания, которые, в свою очередь, вытесняются, отрицается нами из-за социальных запретов на животные сексуальные проявления. Так, в психоанализе пере­движение по лестнице во сне трактуется как символический поло­вой акт, а предметы, габариты которых «длиннее, чем шире» - как фаллический символ, то есть символический фаллос. Это породила волну анекдотов и шуток, даже среди самих специалистов (возмож­ но, юмор носит защитный характер):

Лучше «фаллический символ»-, чем «символический фаллос».

3. Фрейда называют «великим биологизатором». Но надо учитывать, что его идеи зарождались в Европе на рубеже 1 9 - 2 0 вв., с многочисленными табу на сексуальность и, как следствие, нереа­ лизованными, а то и вовсе вытесненными (не осознаваемыми) же­ ланиями. Поэтому в ту Эпоху сексуальность нуждалась в легали­зации и в признании. А его детство вообще пришлось на середину 19 века...

Конечно, в классическом психоанализе просто нет места для использования Таро как инструмента оказания психологической по­ мощи. Поэтому идеи К.Г. Юнга, в том числе по поводу Таро, были революционными.

К.Г. Юнг был младше 3. Фрейда почти на 20 лет, принадлежал к следующему поколению. Отчасти это, отчасти разность личностей, детского опыта, семейных историй сказались на разности теорий. Идеи Юнга принципиально отличались от всего того, что было до него, хотя он взял многое из психоаналитического базиса. Фрейд описывал Бессознательное как некое хаотичное образова­ние, влекомое животными инстинктами размножения и разруше­ ния. Бессознательное представлялось как некий враг, оппонент для Эго личности. 

В теории Юнга Бессознательное становится мудрым помощником и другом, получает четкую структуру. Эти два отличительных момента в юнгианской теории являются клю­чевыми - структурирование Бессознательного и возможность использования его ресурсов.

К. Юнг предложил рассматривать не только личное, но и Кол­лективное Бессознательное. Согласно уже современной психологической традиции, структура Бессознательного выглядит следую­ щим образом.

Личное Бессознательное: здесь накапливается весь наш индивидуальный опыт, который мы получаем при жизни. Причем чуть ли ни с момента зачатия. Так, биосинтез Д. Боаделлы (на­ правление в телесно-ориентированной психотерапии) предполагает, что первые несколько недель после зачатия запоминаются нашим телом как ощущение падения - страх зародыша не закрепиться в матке.

• С детства у меня была серия снов с общей фабулой: я нахо­жусь на высоте (обычно это была крыша дома или склон горы), но некая непреодолимая сила начинается стаскивать меня в бездну, и это страшно. После психологической работы сон трансформировался: мне вновь приснилось, что я лезу по скале, и неведомая сила тащит меня вниз. Но итог стал другим: во сне я прижалась к скале всем телом и проросла в нее животом (символическая пуповина).

Кошмар перестал сниться. Скорее всего, этот сон был связан с пре­натальным периодом, с возможными трудностями, порожденными резус-конфликтом с матерью, запечатленными Бессознательным и проявленными в символическом послании сновидения.

Семейное Бессознательное: опыт наших предков. Совре­ менная семейная психотерапия рассматривает влияние на нас всех членов нашей семейной системы: мы можем быть бессозна­ тельно идентифицированы с любым родственником, даже если у нас нет сознательного знания о нем, и повторять его жизненный путь. Это так называемый «семейный сценарий». Берт Хеллингер приводит в пример клиентский случай: женщина, неудачливая в личной жизни, повторяла судьбу бывшей невесты своего отца, с которой он несправедливо обошелся (к семейной системе отно­ сятся не только кровные родственники, но и их партнеры). Она лишь во взрослости узнала про эту историю из юности отца, но семейная система, вне сознательных знаний, стремится к равно­ весию.

Культуральное Бессознательное хранит опыт представи­ телей своего народа, культуры. Современная русскоязычная писательница Дина Рубина в одной из своих автобиографических по­ вестей рассказывает о том, что не раз видела сон: она идет, босая, по вымощенным камнями извилистым улочкам. Много после она попала в Европу и увидела это место. Оттуда родом были ее пред­ ки-евреи, которые ходили по этим улочкам - и, вполне возможно, босиком.

Коллективное Бессознательное - универсальный пласт для всего человечества, опыт всех поколений. Коллективное Бессоз­ нательное содержит в себе архетипы как единицу структуры. Это врожденный психологический конструкт, имеющий при жизни ин­ дивидуальное заполнение, подобно тому, как мы можем заполнить книжные полки в доме любыми книгами. Так, у каждого человека есть реальная мать вовне и внутренний архетип Матери. В зави­ симости от того, какой была реальная мать и другие материнские фигуры в окружении, этот архетип заполняется определенным об­ разом.

Представление о Коллективном Бессознательном и архетипах - гениальное открытие К.Г. Юнга. Возможно, спорное, но такова специфика психологии как науки - многое недоказуемо.

Огромное внимание Юнг уделял работе с символами, выявле­нию значения символа - амплификации (алхимический термин).

Он изучал культурные традиции и символы у разных народов, путешествовал, некоторое время жил в Тибете. Исследовал литерату­ру по оккультизму, в том числе по средневековой алхимии. И обна­ ружил схожесть символов и их трактовки в самых разных, далеких друг от друга культурах. Из этого последовал вывод об общности глубинных пластов психики людей.

В соответствии с юнгианской концепцией личности, символ может иметь разные уровни прочтения.

1. Личная символика. То, что символ означает для данного конкретного человека, напоминает о чем-то из его личного опыта. Например, влюбленные могут говорить «наша песня» о музыке, ко­ торую они слушали в день первого свидания, и с тех пор эта песня стала для них символом их любви.

2. Культуральная символика. Путешественники знают, как легко, используя привычный символ, сделать ошибку в другой стране: жест приветствия в одной культуре превратится в оскор­ бление в другой стране. Мы киваем, выражая согласие, а индусы мотают головой... Примеров множество.

3. Архетипическая символика. Универсальная для всего человечества, понятная на глубинном уровне любому человеку вне зависимости от возраста, пола, национальности, образования...Это самый глубокий и сильный уровень символики, его воздействию на нас невозможно противиться - да и не нужно. На этом уровне не бывает негативной трактовки символа, так как к нему не применим вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?». Здесь нет оценива­ ния, есть принятие всех проявлений жизни. Так же как в природе нет плохих или хороших явлений: все естественно, все закономерно и друг с другом взаимосвязано.

Так, если в нашей культуре черный цвет является траурным и пугающим, то на архетипическом уровне черный цвет восприни­ мается как символ трансформации, перехода, изменения. Транс­ формация может пугать, включать в себя разрушение с целью по­ следующего построения: яйцо превращается в гусеницу, гусеница перерождается в куколку, а куколка - в бабочку. Но трансформа­ ция закономерна - это часть проявлений жизни.

К.Г. Юнг изучал архетипические символы, их проявления в той или иной культуре с последующей возможностью использования в психологической работе. Так, живя одно время в Тибете и изучая тибетские мандалы, Юнг заимствовал работу с мандалами в психо­логию как средство восстановления целостности. Мандала - круг (именно так это слово и можно перевести с санскрита), архетипиче­ ский символ целостности. И если сейчас работа с мандалами очень популярна в психотерапии, то 100 лет назад внести такое предложе­ ние было большой смелостью.

При изучении карт Таро в Старших Арканах, К.Г. Юнг обнару­жил в них архетипическую символику. Именно поэтому система Таро смогла пронестись через столетия - она затрагивает глубин­ные пласты нашей психики. Каждый из Старших Арканов символизирует собой тот или иной архетип. А значит, эту часть колоды можно использовать в психологической работе.

Со временем К.Г. Юнг создал свой собственный вариант колоды Таро, так называемое «Юнгианское Таро», При помощи Роберта Вэнга - американского психоаналитика и художника. Впослед­ ствии Роберт Вэнг предложил систему упражнений для рабо­ты с этими картами, что способствовало популяризации колоды. В 1988 г. были опубликованы его комментарии к колоде.

Каждый из Старших Арканов имеет свой номер: от I до XXI и 0. Таким образом, Старшие Арканы идут в строго определенной по­ следовательности. Это отображает тот путь, который должна проделать личность в своем развитии. 


По К.Г. Юнгу, цель человеческой жизни - индивидуация, путь к себе, достижение архетипа Самости, абсолютной целостности, тождественности себе. Тогда наступает полная гармония с собой и с миром.

Последний Аркан так и называется - «Мир», это окончатель­ный итог, соединение со своей Самостью и с миром вокруг себя. Последовательность Старших Арканов отображает человеческую жизнь - путь индивидуации. Каждый шаг - встреча с тем или иным архетипом. Мы должны усвоить связанный с этим архетипом урок, тогда можно двигаться дальше.

Важный юнгианский постулат - представление о синхронии, неслучайном совпадении. 

Наша внутренняя реальность и реаль­ность внешняя взаимосвязаны. Реальность внутренняя начинает отображаться вовне через встречаемые нами «знаки» - при этом они являются знаками только для нас, так как связаны исключи­тельно с нашим внутренним миром. Однажды К.Г. Юнг работал с пациенткой: они обсуждали ее сон, в котором фигурировал ска­ рабей (довольно крупный жук семейства пластинчатоусых, по­ читаемый в Древнем Египте как священное животное). И в этот момент что-то ударилось о стекло кабинета и упало на подоконник: это «что-то» оказалось скарабеем, нетипичным для самого центра Европы. Скарабей изначально встречается в южных ши­ротах, хотя впоследствии его ареал обитания распространился и северней.

Принцип синхронии дает научное объяснение гаданию: исходя из нашей внутренней реальности, мы сталкиваемся с теми или ины­ ми символами вовне. А значит, при вытягивании карты Таро мы не случайно встречаемся с тем или иным архетипом.

Впоследствии среди тарологов и психологов появилось множество сторонников юнгианской традиции, развивающих его идеи. Уже хрестоматийной стала замечательная книга Хайо Банцхафа (Hajo Banzhaf) «Таро и Путешествие героя». X. Банц- хаф (1949-2009) - немецкий эзотерик, таролог, писатель, фило­ лог, лингвист. Его книги переведены на 15 языков, в том числе на русский. В России он бывал и лично. В своей работе «Путешествие героя» Банцхаф описывает эзотерическую и психологическую символику каждого Старшего Аркана, каждый шаг «героя», то есть личности, решившейся на развитие, на движе­ ние вперед.

В Германии сейчас сильная школа Таро (тогда как в 19 - 20 ве­ ках лидировали французская и английская традиции).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРШИХ АРКАНОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Старшие Арканы Таро можно использовать в психологической работе: будучи носителями архетипической символики, они оказы­ вают глубинное воздействие на наше Подсознание.

Использовать их в психологической работе можно двумя способами.

1. «В открытую». Положение карт - открытое, картинкой вверх. Клиент разглядывает изображение и в этот момент встречает­ся внутри себя с соответствующим архетипом. Он может извлечь ресурсы этого архетипа, осознать трудности в прохождении этого урока, главные задачи.

2. «В закрытую». Карты лежат рубашкой вверх, клиент вытяги­

вает карту наугад. В соответствии с принципом синхронии, выбор будет не случайным, этот архетип сейчас актуален для клиента.

Запрос на психологическую работу со Старшими Арканами Таро может быть двух типов:

1. Общий, связанный с состоянием клиента. 

Что с ним происхо­ дит в данной точке жизненного Пути? Каково его состояние, какие задачи он решает, какие препятствия ему мешают, какие ресурсы помогают? В этом случае клиент может или вытянуть карту наугад («в закрытую»), или выбрать тот Старший Аркан, который притя­ гивает его больше всего. Значит, этот архетип актуален в данной точке жизненного Пути.

Пример: III Аркан «Императрица» показывает, что в данной точке жизни нужно приходить в контакт со своими эмоциями, расслабляться, наслаждаться жизнью, заботиться о других, прораба­тывать отношения с матерью и с женщинами, в том числе со своей собственной женской частью (которая есть и у мужчин).

Эта же карта в качестве барьера указывает на нехватку вышеперечисленных качеств и умений. На проблемы в отношениях с ма­терью, которые порождают проблемы в отношениях с женщинами в целом и с собственной женственностью; на невозможность рас­слабиться и получать удовольствие, прийти в контакт со своими чувствами; на недостаточную заботливость, эгоизм.

В качестве ресурса - подсказывает выход из проблемной ситуации. Меняя себя внутренне - устанавливая контакт с чувствами, наслаждаясь жизнью, принимая мать, выстраивая гармоничные от­ ношения с женщинами - такой человек сможет поменять ситуацию и вовне. Меняемся мы - меняются наши взаимоотношения с ми­ ром. Нельзя поменять систему отношений и свое место в мире, не меняясь самому.

2. Конкретный запрос. 

Клиент может задать вопрос про конкретную ситуацию, проблему... Но только про свою, так как он об­ращается к собственному Бессознательному. Его Бессознательное располагает полной и достоверной информацией - но только про него самого. Клиент может спросить, какой урок он проходит в той или иной ситуации? Что ему мешает, какой внутренний барьер? В чем его ресурс? Вытянутая «в закрытую», по принципу синхро­ нии, карта даст подсказку.

В целом в жизни клиента сейчас может быть актуален один архетип, но в какой-то конкретной сфере (профессиональной, любовной) - другой. Архетипы друг другу не противоречат, они могут сочетаться в самых разных комбинациях. Например, на жизненном Пути сейчас может быть актуален аркан III «Импера­ трица» - установление контакта с эмоциями, проработка отноше­ ний с матерью и женщинами. А вот в сфере профессиональной - Аркан IV «Император»: рациональность, расчет и планирование, структурирование, а этому помогает проработка отношений с отцом и с мужчинами в целом (так как перечисленные свойства соотносятся с нашей внутренней мужской частью, которая есть и у женщин).

Негативных значений в психологической символике Старших Арканов нет, как нет негативных архетипов. Все жизненные уро­ки необходимы для развития, каждый шаг закономерен. Ни одну ступень лестницы из 22 шагов нельзя пропустить. Этот ресурсо- ориентированый взгляд - одно из отличий между эзотерической и психологической символикой.

К примеру, XV аркан носит называние «Дьявол». 

В эзотерической символике он означает человеческие страсти (включая сексуальность), пороки, искушения, а также насилие, магическое воздействие - колдовство. В психологической традиции этот Ар­кан являет собой архетип Тени. Тень - не отрицательный архе­тип, так как отрицательных архетипов не бывает. Просто Тень нас пугает - в первую очередь, наша собственная Тень. Именно этот архетип сложнее и страшнее всего увидеть в себе и принять. Он манит и пугает одновременно. Тенью становится все то, что мы не хотим в себе признавать. В первую очередь это так на­ зываемые «негативные» качества - то есть все те, которые мы объявили негативными: зависть, трусость и т.д. Не случайно в самых разных религиях есть представление о том, что человек - вместилище всех пороков. Но в Тени могут оказаться и вполне «позитивные» качества: солдат не может позволить себе доброту и нежность и т.д.

При всей своей «несимпатичности» Тень в то же время - огромный ресурс, источник силы. Ведь одно и то же качество можно ис­ пользовать и во вред, и во благо: жадность-экономность, трусость- осторожность... Если человек отказывается от своей Тени, отрицает ее, он лишает себя силы, энергии. И никогда не узнает себя насто­ ящего, останется на уровне Маски - поверхностного взаимодей­ ствия с миром. 

По Карлу Юнгу, когда мы начинаем развиваться, расти, изучать себя, то встречаемся с архетипами в определенной последовательности: сначале надо снять Маску и встретиться с Те­нью, и только тогда мы можем идти дальше. 


У того, кто испугался Тени и остался на уровне Маски, формируется «ложное Я»: краси­вый глянцевый образ себя, который не имеет отношения к реально­сти. «Я такой добрый! А ну иди отсюда, ты злой, ты мне мешаешь. Ведь я - такой добрый!». Другая крайность - смело встретиться с Тенью... и идентифицироваться с ней. Начать играть в «плохого мальчика(девочку)». Как в анекдоте:

Из положительного в нем была только реакция Вассермана.

И это тоже неправда: ведь мы - больше, чем наша Тень. Так же как ухо - часть нас, но мы - больше, чем ухо. С Тенью надо встретиться, признать ее существование и идти дальше. Тогда можно принимать сознательные решения, как поступать: «Да, во мне есть зависть, и я сам решаю, как с ней обойтись». Тогда мы владеем Те­нью, а не Тень - нами.

Как мы видим, между эзотерической и психологической символикой Старших Арканов может быть разночтение, и даже противо­речие.

Для работы с Таро на архетипическом луровне (со Старшими Арканами) лучше использовать классическую колоду Уэйта-Райдера или недалеко ушедшие от оригинала версии, вроде «Универсального Таро» (современной доработки колоды Уэйта), в котором сохранен глубинный символизм, при этом каждое изо­ бражение прописано более тонко и детально. Лично мне больше импонирует «Универсальное Таро», но каждый специалист выби­ рает сам.

Психологическое значение символики Старших Арканов:

0. Шут - архетип Дурака, креативность, свобода, творчество, зарождение. «Начало и конец... Мечтатель, мистическая сторона» (КГ. Юнг).

1. Маг - архетип «Анимус», творец, мастер. Воля, управление, активность. Обретение идентичности: «Кто я сейчас?» - от этого зависит весь дальнейший Путь, выбор дороги. Активное начало, произвольность, решимость, самореализация. «Знак силы, устойчивости, Эго» (К.Г. Юнг).

И. Жрица - Анима, душа. Глубинное Бессознательное, призна­ние Бессознательного и установление с ним контакта, проводник Бессознательных сил. Пассивное начало, ожидание, готовность принять, тонкое восприятие. «Скрытая мудрость. Пассивная, внутренняя женщина» (К.Г. Юнг).

III. Императрица - архетип «Мать». Плодородие, женствен­ность, отдача, эмоциональность, удовольствие. Признание чувств, установление контакта с чувствами. Врожденное чувство гармонии как «правильного» (нам кажется гармоничным то, что правильно, полезно. Например, знаменитая формула женской фигуры 90-60-90 является оптимальной для деторождения). Рождение нового. «Женская активность. Плодородие, богиня» (К.Г. Юнг).

IV. Император - архетип «Отец». Разум, мужественность, порядок, рассудочный выбор, стратегическое мышление, последова­тельное осуществление, трезвомыслие, сохранение сути и ясности видения, сохранение намерения, настойчивость. «Воля, сила, реа­ листичность, долженствование, яркость» (К.Г. Юнг).

V. Иерофант - внутренний Учитель, интуиция, предчувствия, видение сути вещей, наставничество, так называемый «внутренний голос». «Воля, религия, судьба, Самость, центр» (К.Г. Юнг).

VI. Влюбленные - выбор, обретение целостности, интеграция, примирение внутренних противоречий. Целостность первичная: только внутренняя, но не во взаимодействии с миром, как это будет в Аркане 21 «Мир». Правильный выбор - тот, что делается из контакта со своей сутью. Архетип «Витязь на распутье». «Красота, перекресток, путь внутренний или внешний» (К.Г. Юнг).

VII. Колесница - движущая сила, активность, выбор направле­ния движения и движение, развитие. Выход в мир, прорыв, открытость, очевидное движение (подобно тому, как росток прорастает над землей и его развитие становится явным). «Активность, экстра- версия, расширение» (К.Г. Юнг).

VIII. Сила - архетип «Сила», собственная сила, внутренняя опорность и устойчивость, ответственность за применение своей Силы. Осознание своей силы, способностей и их использование. «Свобода, сила» (К.Г. Юнг).

IX. Отшельник - архетип «Мудрец», мудрый старик. Обрете­ние себя, быть собой истинным, самодостаточность, внутренние ресурсы и их использование. Принятие одиночества как экзистенциальной данности. «Ум, любовь, интроверсия, мудрость» (К.Г. Юнг).

X. Колесо Фортуны - Судьба. Собственная активность и ответственность за себя, правильное следование за Судьбой. Баланс между чувствованием Судьбы и своей ответственностью (плыть самому, но в Потоке). «Удача или невезение» (К.Г. Юнг).

XI. Справедливость - равновесие, баланс, честная плата, со­весть, внутренняя правда, внутренняя нравственность. Иерархия внутренних ценностей, осознание законов мира и их соблюдение. Равновесие между внутренней правдой и внешним законом. Ответственность за деяния, включая слова. «Баланс между природой и силой человека. Правосудие, вознаграждение. Конфликт с зако­ ном» (К.Г. Юнг).

XII. Повешенный - архетип «Сын Божий». Знание своих ограничений, правильная жертвенность (осознанная, с пониманием: чем, ради чего и в какой мере жертвуешь), испытание. Нестандарт­ное видение. «Возвращение, бессилие, жертва, испытание, доказа­ тельство. Лицом к небу» (К.Г. Юнг).

XIII. Смерть - смерть символическая, переход, трансформация, необратимое изменение, прощание со старым, умение отпускать и завершать, сепарация. «Смерть и перерождение. Тут место не для Эго, а для Самости. Новая точка зрения, освобождение, конец» (К.Г. Юнг).

XIV. Умеренность - равновесие, душевный покой, медитация, исполнение того, что должно, предназначение. Истинное Я. Про­ водник, жречество («Божия дудка»). «Движение, осознание, есте­ ственный рост» (К.Г. Юнг).

XV. Дьявол - архетип «Тень». Страсти и инстинкты, сексуальность, все вытесненное. Отработка Тени. «Рок, Тень, эмоция» (К.Г. Юнг).

XVI. Башня - Гордыня. В неправильном аспекте - сравне­ние себя с другими, будь то к лучшему или к худшему. Здоровый аспект - достоинство и адекватная самооценка. Освобождение, слом старого (в XIII Аркане «Смерть» было постепенное отмира­ние), быстрые перемены (если перемены не отработаны в XIII Ар­кане «Смерть», то в XVI Аркане «Башня» перемены проходят бо­ лезненно). «Жертва» (К.Г. Юнг).

XVII. Звезда - сохранение надежды, цель, принятие разочарования, мудрость. Продолжать делать, если не видны результаты сразу. «Сияние Самости, звезды судьбы, ночь, мечты. Надежда. Самость рождается на звездах. Единение с внутренним миром» (К.Г. Юнг).

XVIII. Луна - Жертвенная Мать. Пауза, выжидание, отдых, важно не потерять себя. Принятие неясности как части жизни; при­нятие ожидания и неопределенности. «Дверь в Бессознательное от­ крыта» (К.Г. Юнг).

XIX. Солнце - Дитя, радость жизни, творческая самореализация, прояснение. Просто жить и получать удовольствие. Простая жизнь как вершина мудрости. «Осознанность. Просвещение» (К.Г. Юнг).

XX. Суд - Возрождение, преображение. Подведение итогов, анализ, выявление и исправление ошибок, отчет перед самим со­ бой. «Рождение Самости, вдохновение, свобода» (К.Г. Юнг ).

XXI. Мир - архетип «Самость». Целостность, гармония с собой и с миром, занять свое место в мире, наслаждение итогом. Трансперсональный уровень. «Завершение, окончание. В мире, но не от мира» (К.Г. Юнг).

Изучая современную психологическую литературу по Таро, можно встретить разночтения в точном соотнесении Старших Ар­ канов с теми или иными архетипами. Но общее представление о психологической трактовке того или иного Старшего Аркана со­ впадает.




Няма коментари:

Публикуване на коментар